Важная новость для автомобилистов. Сегодня в Москве начали продавать первый спутниковый навигатор, работающий по ГЛОНАСС (Российской глобальной спутниковой системе). Раньше ею пользовались только военные и спасатели, теперь же доступ открыли всем желающим.Вообще, спутниковые навигаторы давно уже не экзотика. Ими пользуются и туристы, и водители, и родители. Но пока все эти приборы ориентируются по американской системе GPS - их даже называют джипиэсками.
Корреспондент НТВ Сергей Малозeмов протестировал российскую новинку и оценил ее конкурентные перспективы.
И монитор, и процессор у создателя "навигатора" Александра Четыркина корейские. Он объясняет: российских аналогов у этих деталей просто нет. Так что отечественная лишь сборка и навигационная плата.
Александр показывает: чтобы прибор определил координаты, нужна прямая видимость минимум на три спутника. Если вы движетесь, то на четыре. Когда на рубеже 70-80-х ГЛОНАСС начинали строить, то выяснили: для покрытия всей земли надо 24 спутника. К 1995 году все их запустили, но со временем аппараты ломались, а на новые денег не было.
В итоге покрытие стало дырявым. В последние годы его начали восстанавливать. Сейчас в рабочем состоянии 13 спутников, и они покрывают пока даже не всю Россию.
На карте видно, что красных, российских спутников, над нами меньше, чем американских. Но отечественному навигатору это неважно, так как он видит и те, и другие.
Александр Болотов, коммерческий директор сети магазинов электроники: "К сожалению, вернее, уже, наверное, к счастью, народ как-то заранее узнал о том, что они у нас появятся. У нас оборвали все телефоны и мы все продали. На сегодняшний момент в магазинах находятся только демонстрационные образцы".
Автоэкспрет Константин Сорокин лично протестировал десятки навигаторов. Он не уверен, что ГЛОНАСС быстро завоюет рынок, ведь GPS работают хорошо, и все к нему привыкли.
Но в Роскосмосе отвечают: а вдруг американцы, как было во время иракской войны, внесут искусственную погрешность? Обычный GPS-навигатор откажет. А такой, как этот, нет.
Анатолий Шилов, начальник Управления автоматических космических комплексов и систем управления Роскосмоса: "Это просто невозможно, чтобы Россия с Соединенными Штатами договорились и синхронно изменили точность двух систем. Поэтому, если что-то случается с одной, то в качестве гарантии вторая система выступает, и наоборот".
Но проблема, решения которой не видно, это стоимость. С китайцами конкурировать сложно, и отечественные приборы выходят дороже. Пользоваться ГЛОНАСС, скорее всего, обяжут госструктуры. В аэропорту Внуково уже объявили, что оснастят наземные службы, причем систему вставят и в самолеты. Первыми стали ТУ-154 "Атлан Союза" и "Ютейра".
Михаил Буланов, заместитель генерального директора авиаремонтного завода: "Это важнее материальных затрат авиакомпании. Здесь в первую очередь нужно понимать и поддерживать оборудование российского производства".
В общем и целом впечатления от тест-драйва остались хорошие. Новый навигатор быстрее определяет координаты, чем обычный GPS, и не сбивается в плотной застройке.
В скором будущем на небе появятся еще и европейские спутники "Галилео", и китайские "Компас". Так что надежность работы таких совмещенных приборов станет еще выше, если, конечно, сотрудничество между разными системами не будет остановлено по военным или политическим причинам.