Даже непонятно, с кого бока подходить. Сними "Диктатора" любой российский режиссер, и тут уже не избежать исторических параллелей, свежих новостей, политических аналогий, революционных лозунгов и "болотных" настроений. Но мы-то знаем, что Саша Барон Коэн - совсем не наш. А потому - к черту намеки (хотя и верится в это с трудом). Проще просто получать удовольствие. Как? Как, например, Роджер Эберт - самый знаменитый из ныне живущих кинокритиков.
"Диктатор" непристоен, отвратителен и вульгарен, - пишет он в своей колонке для Chicago Sun-Times. - Но, стоит признать, что Коэн - лучший из ныне работающих комических режиссеров и самый виртуозный из всех, кто подвизается в жанре политической сатиры".
А ведь ему, великому старому Роджеру Эберту, было на что обижаться: в одной из сцен (правда, так и не вошедшей в окончательный вариант "Диктатора"), герой Коэна вываливает на стол два его отрезанных окровавленных пальца, сообщая: "Roger Ebert gave my movie two thumbs!"
В общем, не православного великодушия человек. Чего, кстати, о Коэне не сказать...
Последний, если посмотреть со стороны, - никто иной, как Салтыков-Щедрин новой формации: этакий злобный зубоскал, плюющий на авторитеты и опускающий все и всех, несмотря на звания, цвет кожи, национальности, вероисповедание и политические взгляды.
Любить - так любить, стрелять - так стрелять - это про него.
Если "Борат" - так выставить посмешищем американцев, казахов, евреев и саму Памелу Андерсон. И все это как бы походя - рассказывая историю телеведущего из Казахстана Бората Сагдиева, отправившегося в США, чтобы сделать репортаж об этой "величайшей в мире стране". (Кстати, фильм запрещен к показу в Казахстане.)
Если "Бруно" - так вдоволь поиздеваться над все теми же американцами, а еще австрийцами, представителями секс-меньшинств, неграми и самой Мадонной. И это тоже как бы невзначай, повествуя о телеведущем австрийского канала для гомосексуалистов. (Кстати, фильм запрещен к показу на Украине.)
"Диктатором" обиженных будет не меньше. Ни много ни мало Саша Барон Коэн на этот раз проехался по мусульманам (а их в мире очень много), диктаторам (их также не нужно долго искать), женщинам (тут и говорить нечего). Ну и прочим, по мелочи, включая Мартина Скорсезе, которого в одной из сцен заносят в телестудию, предварительно присоединив к знаменитому режиссеру электроды, чтобы заставить в итоге прокричать: "Диктатор" - великий фильм! Он лучше, чем "Бешеный бык"!"
Но, в общем, чтобы не запутаться во всех обиженных, лучше сначала о сюжете. А он забавен сам по себе.
Это ведь не просто сказочка. Это героическая история диктатора - генерал-адмирала Аладина, который рискует своей жизнью, чтобы ни в коем случае не допустить демократию в свою столь любовно угнетаемую страну Вадия.
Аладин оказывается в Нью-Йорке, так что понятно, что без глумления над жителями этого города не обойтись. Аладин хочет выступить с трибуны ООН, но его предают, заменяя двойником-придурком (хотя глупее трудно отыскать). Задача двойника - подписать новую конституцию, по которой его страна, став оплотом "демократии", немедленно заключает договоры с международными нефтяными компаниями, а по сути теряет свою независимость. А что же настоящий Аладин? Он бродит по городу Желтого дьявола, бомжует, влюбляется в общественницу-активистку с небритыми подмышками и как-то... тает, потому как - и в этом суть фильма - диктаторами-самодурами не рождаются, а становятся. Причем по единственной причине - банальной недолюбленности. И тут, конечно, если только принять эту точку зрения, хочется пожалеть всех: и Саддама, и Муаммара, и Хосни, и Кима, и...
"О, я обожаю вашу государственную политику по раздеванию во время важных государственных мероприятий. Я тут получил рождественский календарь в подарок от Путина, так он там в каждом месяце на фото топлес. А еще у вас, кажется, отличные научились делать суши. Радиоактивные. Кстати, поздравления вашему диктатору с новым сроком!" - накануне премьеры заявил Коэн в интервью одному российскому изданию, четко обозначив свою позицию.
О России, однако, в фильме ни слова. Здесь хватает и других объектов для насмешек и издевательств. Здесь, в огромном дворце, занимаются сексом с Меган Фокс (а также - судя по висящим на стене полароидам - с Ким Кардашьян, Опрой Уинфри и Арнольдом Шварценггером). Здесь доят девушек, дают инструкции по мастурбации, теряют мобильники во влагалище, светят неэпилированными частями тела, отпускают шуточки об 11 сентября и демократии.
"Чертовы глупые американцы! Вечно вы всего боитесь! Вечно беспокоитесь о чьих-то чувствах! А он - окей? А она - окей? А они - окей? Все в этой стране запрещено. Ничего нельзя. Ни сделать, ни сказать. Вам нужно расслабиться. Просто расслабьтесь, наконец!" - вот еще одно из заявлений Коэна, сделанное им в образе Аладина очередному журналисту.
Расслабиться, однако, не получится. Каким-то непостижимым образом честность сходит с рук только Саше.