Авария с участием "БМВ" полпреда президента в Госдуме Гарри Минха подняла очередную волну народной нелюбви к автомобилям со спецсигналами и тем, кто на них ездит. Официальных результатов расследования еще нет и, судя по всему, появятся они не скоро. Но пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков успел сообщить, что, по предварительным данным, авария произошла на той стороне дороги, по которой двигалась машина Минха
следовательно, виновата 23-летняя Алена Ярош, чей "Опель" столкнулся с машиной полпреда.
В это мало кто верит. Даже если не брать в расчет показания свидетелей, которых нашли родственники девушки, и видео с ездой по встречке, которое загружал в Сеть погибший водитель Минха Владимир Шугаев, есть еще элементарная логика: не обладающий привилегиями водитель должен быть сумасшедшим, чтобы ехать по встречной на Рублевке, где на каждом втором столбе – камера, а за каждым третьим поворотом – машина ГАИ.
Тем не менее, практически никто не сомневается, что виновной в ДТП "назначат" именно Алену Ярош – чиновники пользуются привилегиями не только на дорогах. За примерами далеко ходить не надо: не утихли еще страсти по поводу прошлогоднего ДТП с участием вице-президента "ЛУКОЙЛа" Анатолия Баркова. Официальное расследование пришло к выводу, что погибшая в столкновении врач Ольга Александрина сама спровоцировала аварию, выехав на встречную полосу. Не найдя справедливость в России, родственники Александриной сейчас ищут ее в Европейском суде по правам человека.
В обществе сформировалась установка, что автомобили со спецсигналами постоянно нарушают правила дорожного движения, и любой инцидент подобного рода теперь однозначно трактуется не в пользу привилегированного лица, полагает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. "Установка – вещь очень опасная, это фильтр, очки, которые уже надеты, и через них видно только то, что хочется видеть, или то, что привыкли видеть, а реальные факты – нет", – говорит Федоров.
На самом деле проблема не в установках. Градус народной нелюбви к мигалкам отражает степень неприязни к представителям власти вообще.
Противостояние стало очевидным в 2005 г., когда водитель Олег Щербинский оказался на пути у губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Автомобиль чиновника на скорости 150 км в час зацепил попутную машину и улетел с дороги. Евдокимов и его водитель погибли, а Щербинского признали виновным в ДТП со смертельным исходом. Такая несправедливость вызвала огромное возмущение
в двадцати городах прошли крупные акции протеста автомобилистов, за Щербинского вступились политические партии и Общественная палата. В итоге суд изменил свой приговор и оправдал водителя.
Это был один из первых случаев, когда водители заявили о себе как самостоятельная политическая сила. Акция автомобилистов во Владивостоке против повышения пошлин на импортные автомобили в декабре 2008 г. по-настоящему напугала власти – из Подмосковья на Дальний Восток даже перебросили отряд милиции особого назначения "Зубр". В 2010 г. инциденты с участием VIP-персон участились, внимание к ним усилилось. Когда в ДТП попал глава Роснано Анатолий Чубайс, блогеры начали выяснять, откуда привилегии чиновников у глав госкорпораций. Появилось "Общество синих ведерок". Его участники предлагают раз в месяц, 19 числа, крепить на личные автомобили синее ведерко – в знак протеста против привилегий чиновников.
Пока нелюбовь к мигалкам наиболее ярко проявляется в пределах МКАД – именно здесь водители больше всего страдают от пробок и неравенства на дорогах. Но при неудачном стечении обстоятельств глухое недовольство вполне может стать той искрой, которая разгорится в пламя протеста. Подобно тому, как гибель Егора Свиридова спровоцировала погром на Манежной площади.
Кстати, "Синие ведерки" уже объявили о марше в поддержку Алены Ярош, который должен пройти 29 января. А Международная лига молодых журналистов распространяет обращение в защиту Ярош в социальных сетях.