Финансовый кризис ощутимо повлиял на планы простых россиян. Об этом говорят данные Росстата о резком падении индекса потребительской уверенности - сумме положительных и отрицательных оценок произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. В конце прошлого года негативные потребительские ожидания на 20% превысили положительные, что отбросило показатели уверенности на уровень 2000 года.Финансовый кризис ощутимо повлиял на планы простых россиян. Об этом говорят данные Росстата о резком падении индекса потребительской уверенности - сумме положительных и отрицательных оценок произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. В конце прошлого года негативные потребительские ожидания на 20% превысили положительные, что отбросило показатели уверенности на уровень 2000 года.
Практически четверть наших соотечественников готовятся к тому, что их материальное положение ухудшится, а более трети уже почувствовали стесненность в средствах. Почти столько же россиян предполагают в ближайшем будущем еще больший спад экономики.
Крупнейшее снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с четвертым кварталом 2007 г. произошло у молодежи (в возрасте 16 - 29 лет). Но они же при этом более оптимистичны в ожиданиях экономических перспектив страны. Однако именно молодым в случае негативного развития сценария придется наиболее несладко. "У нас есть опыт выживания в серьезных кризисах, особенно у старшего поколения, - считает заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. - Сложнее 20-летним гражданам, которые начинали свой трудовой путь в "сытые годы".
В любом случае сокращение потребления неизбежно. По мнению аналитиков, оно произойдет из-за падения рубля и роста цен на отечественную продукцию. "Суммарный объем розничной торговли в 2009 г. может сохраниться на прошлогоднем уровне, однако снижение продаж в группе дорогих товаров - таких как автомобили или дорогая бытовая техника - может составить десятки процентов", - сообщил директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
В настоящее время большинство потребителей заняли выжидательную позицию: те, кто планировал крупные траты, пока их отложили. Под крупными расходами социологи понимают покупку мебели или бытовой техники, автомобиля, расходы на платные медицинские услуги или обучение, турпоездки за рубеж или приобретение жилья.
Но до повседневной жизни россиян кризис в полной мере пока не дошел: доходы снижаются у небольшой доли населения, многие имеют средства, отложенные на черный день. Однако, по оценке директора Института социальной политики Евгения Гонтмахера, денежного запаса населению хватит на считанные месяцы. "Если доходы будут и дальше падать и к моменту иссякания запаса просвета не будет, не исключены социальные волнения", - говорит Гонтмахер.