Главным итогом завершающегося учебного года, похоже, станет значительный рост расходов семей на школьное образование. Более трех четвертей родителей заявили, что за последний год их затраты на «бесплатное» школьное образование выросли. Такие результаты получены в ходе массового опроса, который организовал по просьбе «НГ» портал SuperJob.ru. Многие школы, ссылаясь на нехватку бюджетных средств, вынуждают учеников посещать платные занятия по профильным предметам – жалуются родители. Эксперты уверены: это первые результаты начатой в России реформы бюджетных учреждений.
Подавляющее большинство российских семей (77% респондентов) столкнулись в течение этого учебного года с ростом расходов на школьное образование своего ребенка. Примерно каждый второй респондент сообщил, что его расходы на обучение ребенка-школьника «выросли немного», а каждый третий россиянин указал уже на «значительный рост» таких расходов. По оценкам родителей, затраты на школьное обучение выросли как минимум на 20%, и порой они достигали 70% семейного бюджета. Такие итоги учебного года подвел исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru. В конце апреля он провел опрос среди 1600 респондентов из экономически активного населения РФ, имеющего детей-школьников начиная со второго класса.
Главными статьями расходов для родителей стали репетиторство, дополнительные платные занятия. Участники опроса отметили, что уровень преподавания в большинстве школ оставляет желать лучшего. Учителя, по мнению родителей, часто не заинтересованы давать ученикам в рамках основных уроков качественное образование. Родители уверены: школьников искусственно вынуждают посещать дополнительные платные занятия по профильным предметам – русскому языку, математике, английскому языку. Также постоянно требуется дополнительная подготовка к сдаче ЕГЭ. Платные факультативы по профильным предметам иногда оказываются обязательными для посещения. Некоторые родители сообщили о случаях занижения оценок ученикам, которые отказываются посещать платные уроки.
Руководство школ, как уточняют респонденты, объясняет насаждение платных занятий нехваткой бюджетных средств. Особенно популярными подобные объяснения стали после принятия в прошлом году закона о реформе бюджетных учреждений. Закон вводит субсидирование бюджетных учреждений по госзаданию вместо финансирования по смете. Бюджетные учреждения переходят в режим полного или частичного самофинансирования. Так, школы для получения дополнительных доходов могут на законных основаниях предоставлять гражданам платные услуги и свободно расходовать вырученные средства. Легитимизация платных услуг, по мнению разработчиков закона, позволяет сделать механизм платных занятий, который и так уже давно действует в любой школе, более прозрачным, ведь счета бюджетных учреждений будут контролироваться казначейством.
Обеспокоенные родители практически сразу увидели в этом законе очевидный переход страны к полуплатному среднему образованию и обвинили власть в попрании конституционных прав россиян. Президент Дмитрий Медведев, отвечая на недовольство, посоветовал внимательно читать закон, в котором нет ни слова о платности среднего образования. Премьер-министр Владимир Путин постоянно указывал на то, что приватизация бюджетной сферы и всеобщее введение платных услуг – это миф.
Однако, судя по опросу, опасения родителей оказались не напрасны. Подавляющее большинство – 79% респондентов – сообщили, что в этом учебном году с них пока не взимали плату за занятия из основного расписания, которые раньше были бесплатными. Однако некоторых родителей предупредили, что со следующего года часть уроков станут платными. А 10% россиян уже сегодня столкнулись с необходимостью платить за ранее бесплатные услуги. Наиболее массовый случай – оплата группы продленного дня. И самое главное – стимулирование учеников к посещению платных факультативов по профильным предметам стало массовой формой перехода к полуплатному образованию. Опрошенные «НГ» эксперты считают, что итоги опроса выглядят вполне правдоподобно.
При новой схеме финансирования школы в небогатых районах или в сельской местности будут вынуждены свернуть свою деятельность – обращает внимание руководитель движения «Московские родители» Галина Шнайдер. Именно низкие зарплаты вынуждают учителей брать дополнительные часы нагрузки, что вызывает переутомление и естественное снижение качества преподавания. Но новый закон, по мнению Шнайдер, не решает эту проблему, а лишь предлагает превратить образование в предпринимательскую деятельность, ориентированную на извлечение прибыли, а не на повышение качества.
«Монетизация образования дает возможность государству переложить ответственность за благосостояние школ на преподавательский состав, – продолжает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. – Также формируется сетевая организация образовательной системы, при которой разрушается социальная лестница, и бедный человек не сможет получить качественного образования». «У данной реформы, судя по всему, две цели – снизить нагрузку на бюджет и уменьшить доступность высшего образования, что позволит перенаправить выпускников школ на вакантные рабочие места, не требующие высокой квалификации, – предполагает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. – О перепроизводстве специалистов с высшим образованием ранее уже неоднократно говорилось с самых высоких трибун. Теперь для устранения этой проблемы подключены еще и финансовые рычаги».