У российских средств массовой информации, перед которыми замаячила перспектива оказаться закрытыми за клевету, появилась защита в лице президента страны Дмитрия Медведева. В понедельник глава государства дал отрицательное заключение на законопроект о СМИ, принятый Госдумой в первом чтении 25 апреля 2008 г. и вводящий поправки, касающиеся распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.У российских средств массовой информации, перед которыми замаячила перспектива оказаться закрытыми за клевету, появилась защита в лице президента страны Дмитрия Медведева. В понедельник глава государства дал отрицательное заключение на законопроект о СМИ, принятый Госдумой в первом чтении 25 апреля 2008 г. и вводящий поправки, касающиеся распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Основной смысл этих изменений, вносимых в ст. 4 закона "О средствах массовой информации", сводится к тому, что фактически любое СМИ может быть закрыто за клевету по одному лишь распоряжению контрольного ведомства. Однако, как говорится в заключении президента, "положения законопроекта могут привести исключительно к созданию препятствий для нормального функционирования СМИ и не способствуют достижению поставленной цели - охране интересов граждан от распространения сведений клеветнического характера". Исходя из вышеперечисленного, представляется целесообразным снять представленный проект с дальнейшего рассмотрения, отмечается в документе.
Кроме того, в заключении Дмитрия Медведева говорится, что предлагаемое законопроектом дополнение полностью воспроизводит определение клеветы, содержащееся в ч. 1 ст. 129 УК РФ. "Как следует из пояснительной записки, обоснованием разработки и внесения законопроекта служит стремление "вывести клевету из абстрактного понятия "уголовно наказуемых деяний", подобно тому, как это было сделано с распространением в СМИ "экстремистских материалов", - отмечается в документе. - С подобными доводами согласиться нельзя".
По мнению президента, "уголовно наказуемое деяние" не является абстрактным понятием, а представляет собой правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность. В частности, уголовно наказуемым деянием признается клевета, ответственность за которую предусмотрена ст. 129 УК РФ. При этом в части второй этой статьи клевета в СМИ относится к квалифицирующим признакам. "Поскольку в ч. 1 ст. 4 закона уже содержится запрет в отношении использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, то неоднократное распространение средством массовой информации сведений клеветнического характера, подтвержденное вступившими в силу приговорами судов, является основанием для прекращения функционирования СМИ в соответствии со ст. 16 закона", - говорится в заключении.
Но и это еще не все. Как отмечается в документе, внесение предлагаемого изменения способно также вызвать проблемы в правоприменительной практике, поскольку ни из текста законопроекта, ни из пояснительной записки к нему не ясно, должен ли быть факт распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, установлен судом или нет. Что касается уголовно наказуемых действий, то в отношении них такой вопрос не стоит, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Кроме того, в заключении президента отмечается, что необоснованной представляется также приведенная в пояснительной записке к законопроекту аналогия с распространением экстремистских материалов. "Противодействие экстремистской деятельности включает в себя целый набор различных правовых мер борьбы с проявлениями экстремизма, - сказано в документе. - Соответственно, распространение экстремистских материалов может повлечь привлечение виновных лиц к административной, уголовной ответственности, а также применение иных мер охранительного характера. В связи с этим изменения, которые вносились в ч. 1 ст. 4 закона, нельзя рассматривать как "выведение" распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации из-под понятия "уголовно наказуемые деяния", говорится в заключении главы государства.
Решение Дмитрия Медведева снять с рассмотрения в Госдуме поправки к закону о СМИ вызвало одобрение со стороны Российского союза журналистов. В частности, как сказал зампред этой организации Михаил Федотов, лично он не сомневался, что от президента России последует именно такого ответа, поскольку Медведев, по его словам, является профессиональным юристом, для которого гражданско-правовые представления были и остаются доминирующими. "Для человека, который занимается гражданским правом, совершенно очевидны бессмысленность, реакционность и вред, который мог бы быть принесен этими поправками", - подчеркнул Федотов.
Нам же остается напомнить, что об отказе поддержать предложенные депутатом Робертом Шлегелем изменения в закон о СМИ ранее объявила "Единая Россия". Как пояснил тогда спикер Госдумы Борис Грызлов, было решено отказаться от поддержки изменений в пользу "реформирования самого закона о СМИ". "Депутаты приняли решение, что поправку в данном виде мы не поддерживаем и создаем рабочую группу, чтобы готовить серьезные уточнения по закону о средствах массовой информации", - заявил Грызлов. Ожидается, что итоги своей деятельности рабочая группа представит ближайшей осенью.