Масштабная антиалкогольная кампания, объявленная прошлой осенью президентом Дмитрием Медведевым, так и не началась. Ни один из законопроектов, молниеносно подготовленных единороссами в Госдуме, до сих пор не принят, а аналогичные правительственные еще не разработаны.
При этом депутаты и чиновники винят друг друга в проволочках из-за алкогольного лобби. Со своей стороны, эксперты российского алкогольного рынка убеждают, что он не обладает лоббистскими возможностями, а трудности с продвижением законопроектов объясняют несогласованностью действий Думы и правительства.
Как напоминают "Ведомости", Медведев утвердил перечень мер по борьбе с алкоголизмом по итогам заседания госсовета 11 сентября прошлого года. Ответственным за их исполнение он назначил премьера Владимира Путина.
- Путин постановил к 2020 году покончить с русским пьянством
- На борьбу с алкоголизмом и курением выделяют 350 млн рублей
- LA Times: россияне не простят президенту борьбы с пьянством
Законопроекты представляют из себя поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), усиливающие ответственность за продажу спиртного несовершеннолетним, меры по ограничению продажи пива и коктейлей вблизи спортивных и медицинских учреждений, а также в киосках, и дополнительные ограничения на их рекламу.
На законопроект о запрете рекламы пива пришел отрицательный отзыв правительства: депутаты не обосновали, почему нынешние требования к рекламе неэффективны.
Законопроект об ограничении продажи слабоалкогольных напитков в местах массового скопления людей на минувшей неделе отправил на доработку профильный экономический комитет Госдумы после отрицательного заключения правительства: не было четкого толкования термина "массовые мероприятия".
Предложенные поправки в КоАП также не до конца устроили правительство: в заключении за подписью вице-премьера Сергея Собянина замечания заняли три страницы, отмечает газета.
Как пояснил изданию источник, близкий к руководству Госдумы, большинство предложенных единороссами инициатив просто будет включено в пакет антиалкогольных поправок, который внесет само правительство. Однако это уже трижды откладывали.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка подготовила текст поправок и направила их на согласование в правительство, сообщил изданию представитель ведомства.
Депутаты, по словам одного из них, ждали документ 15 октября, потом 20 ноября, теперь крайний срок - первый квартал 2010 года. Это подтверждает член экономического комитета единоросс Виктор Звагельский, однако, по его словам, далеко не все инициативы Медведева будут в правительственном законе, поэтому депутаты, со своей стороны, будут добиваться прохождения своих инициатив.
По мнению Звагельского, постоянные задержки связаны с противостоянием лоббистов в правительстве, которым невыгодно ограничение потребления алкоголя. Эту же причину называет и кремлевский чиновник, который уверен, что алкогольное лобби действует в самой Госдуме.
Серьезных лоббистских возможностей у российского алкогольного рынка нет, возражает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, к тому же представители публично не возражали против введения определенных ограничений на продажу спиртного. Проволочки Дробиз объясняет несогласованностью действий самих чиновников и депутатов.