Попытки американцев «похудеть нацию» за счет указания калорийности пищи в меню ресторанов быстрого питания ни к чему не привели. Как показало масштабное исследование, даже те, кто руководствуется «калькулятором», втайне от себя сохраняют свои вкусовые предпочтения.Попытки американцев «похудеть нацию» за счет указания калорийности пищи в меню ресторанов быстрого питания ни к чему не привели. Как показало масштабное исследование, даже те, кто руководствуется «калькулятором», втайне от себя сохраняют свои вкусовые предпочтения.
Биологически объяснить любовь к фастфуду не так уж сложно: бургеры, жареная картошка и куриные крылышки со всеми сопровождающими богаты энергетически выгодными и труднодобываемыми в природе животными жирами. Добавьте агрессивную рекламу, псевдоощущение экономии времени и денег — и мы готовы есть, есть и еще раз есть. С приходом к нам западного уклада жизни и соответствующих ценностей проблема переедания и следующего за ним ожирения все ширится и ширится, так что следом за «идеалами» приходится перенимать и опыт борьбы с ними.
В 2010 году конгресс США обязал рестораны доводить до своих клиентов данные о калорийности блюд (в России эта норма действует с 2007 года) с расчетом на воздержанность потребителей. Сказалось ли это решение на здоровье нации — мы вряд ли узнаем, зато на выбор блюд, насколько это слово применимо в данном контексте, информированность клиентов никак не повлияла.
Брайан Элбел и его коллеги из медицинской школы Университета Нью-Йорка провели масштабное исследование предпочтений завсегдатаев фастфуда до и после введения упомянутой нормы. Именно «большое яблоко» стал первым городом, где была введена обязательная маркировка калорийности блюд.
Для этой цели авторы публикации в International Journal of Obesity (не стоит и говорить, что большая часть интернациональных публикаций родом из страны демократических свобод) опрашивали и собирали чеки у посетителей ресторанов «большой четверки» — McDonalds, Burger King, Kentucky Fried Chicken и Wendy's.
Не исключено, что подобные исследования регулярно и с почти противоположными целями проводят и сами компании, тем более что для них это не составляет никакого труда.
В своих изысканиях ученые выяснили, что дети и подростки без присмотра за один визит наедают существенно больше (725 килокалорий против 608), чем при походе вместе с родителями, при этом эти показатели после информатизации населения не изменились.
Работа Элбел будет более чем полезна и маркетологам: как выяснили ученые, цена играет роль при выборе блюда, но не ресторана. Решающим же фактором все равно остается вкус (72% опрошенных), который, как услужливо нам сообщает информация в одном из упомянутых сетевых общепитов, в значительной мере определяется содержанием жира.
Что же касается калорийности и питательности, то ею, по собственным заверениям, руководствуются всего лишь 9% опрошенных. Но и те, то ли плохо умея считать, то ли исходя из норм для спортсменов, все равно съедают свои заслуженные 700 килокалорий за визит.
И это при том, что более 57% опрошенных заявили, что заметили предупреждения о калорийности, а 28% — о том, что эта информация повлияла на их выбор, хотя и не была определяющей. То есть если часть клиентов осознанно или неосознанно жертвует фигурой в угоду вкусу, то вторая, пускай и намного меньшая, активно обманывает себя, якобы руководствуясь в выборе блюда калорийностью.
Не стоит и говорить, что средняя калорийность порции никак не изменилась за два года после введения регламента, что в какой-то степени конгрессмены могут записать себе и в плюс: ведь, по крайней мере, она не выросла.
В нашем контексте всё-таки хочется рассчитывать на более активную информационную поддержку государства — налоговые отчисления от фастфудов вряд ли смогут пересилить расходы на медицинское обслуживание ожиревших, диабетиков и других жертв метаболического синдрома. Хотя, конечно, связь между фастфудом и толщиной подкожной клетчатки ещё никто не доказал.