Члены правления ОАО "АвтоВАЗ" одобрили 22 июля предложение остановить конвейер завода на месяц - с августа по сентябрь, сообщил "Интерфаксу" представитель компании Александр Шмыгов со ссылкой на исполнительного вице-президента "АвтоВАЗа" Игоря Комарова. Члены правления ОАО "АвтоВАЗ" одобрили 22 июля предложение остановить конвейер завода на месяц - с августа по сентябрь, сообщил "Интерфаксу" представитель компании Александр Шмыгов со ссылкой на исполнительного вице-президента "АвтоВАЗа" Игоря Комарова.
В августе завод остановится. Конвейер работать не будет весь месяц. Исполнительный вице-президент подчеркнул, что на время остановки производства рабочим будет выплачиваться две трети заработной платы.
"В сентябре завод вернется к работе по установленному ранее графику неполной рабочей недели", - сказал Комаров. Он объявил и о том, что предприятием погашена просроченная задолженность за 2008 год перед поставщиками, а также ведется своевременное "погашение векселей по графику" и "во втором квартале эти расчеты продолжатся".
В то же время Комаров заявил, что на сегодняшний день процедура банкротства "АвтоВАЗа" исключается.
Напомним, что эта месячная остановка конвейера - вторая с начала года. Завод не работал с конца декабря до начала февраля. Тогда ему удалось снизить запас на 20 тысяч автомобилей (со 100 тысяч до 80 тысяч машин). После того как завод возобновил производство, он работает в минимальном темпе: 40 часов в неделю (до кризиса - 60 часов). Складской запас машин при этом вырос на 5 тысяч машин.
Сейчас складские запасы "АвтоВАЗа" составляют 85 тысяч нераспроданных машин (нормой до кризиса считалось 50-60 тысяч), и за счет остановки работы конвейера завод рассчитывает снизить их наполовину.
Между тем аналитики делают самые неблагоприятные прогнозы. По их мнению, остановка конвейера "АвтоВАЗа" чревата обнищанием Тольятти, поскольку завод является градообразующим предприятием, а также социальной напряженностью во всем регионе, так как поставщики также вынуждены будут прекратить работу.
После февральской остановки президент завода Борис Алешин признавался: длительные остановки конвейера опасны тем, что поставщики завода в результате "могут попросту не запуститься".
"По сути, менеджмент Волжского автозавода расписался в своем бессилии, считает глава Самарской федерации профсоюзов Евгений Егоров. Он заявил Радио Свобода, что 20-часовой график работы убийственен для работников предприятия и их семей, и выразил опасения, что из-за сокращения зарплат на заводе начнутся стихийные увольнения.
По предварительным прогнозам Егорова, штатная численность рабочих на ВАЗе может сократиться на 5-10%. При этом, по данным руководителя тольяттинского центра занятости населения Владимира Багаева, сегодня в Тольятти и без того уже более 9,5 тысячи безработных.
В пресс-центре "АвтоВАЗа" пояснили, что из-за сокращенного графика работы, который введут с 1 сентября, средняя зарплата на заводе, по предварительным данным, составит около 7 тысяч рублей. Зарплата топ-менеджеров Волжского автозавода, конечно, отличается от зарплаты рабочих разительно.
Как рассказал бывший советник генерального директора "АвтоВАЗа" Виталия Вильчика, а ныне - президент автохолдинга "Фаворит Моторс" Владимир Попов, "убыток в 24 миллиарда рублей, который показал "АвтоВАЗ" в прошлому году, - это отражение болезни. При этом на каждой кухне в Тольятти люди выражают недовольство, что президенты Волжского автозавода, совершенно не стесняясь, ездят на иномарках. "Я прекрасно помню, что никому из нас и в кошмарном сне не могло присниться увидеть кого-то из руководителей в городе на Toyota. Eздили только на "Жигулях", - говорит Попов.
Сами тольяттинцы считают, что сентябрьское сокращение графика работы на ВАЗе может привести к обнищанию города в целом, поскольку это градообразующее предприятие.
По словам депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева, "президент предупредил губернаторов о персональной ответственности за уровень безработицы и положение с градообразующими предприятиями в регионах. Ситуация на флагмане отечественного автопрома требует политического решения".
В свою очередь министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин сообщил агентству "Интерфакс", что для того, чтобы разобраться в последствиях остановки завода, губернатор области Владимир Артяков дал распоряжение 28 июля собрать совещание с участием "АвтоВАЗа" и поставщиков, на которое будут также приглашены представители банков.
В августе, кроме того, не будет работать половина российских автозаводов. Дольше всех каникулы будут у петербургского завода General Motors - с 1 июля по 31 августа. По две недели стоят "GM-АвтоВАЗ" (с 13 июля) и Volkswagen (с 20 июля), с 20 июля по 10 августа будет стоять Ford, с 3 по 16 августа - Toyota, с 3 по 23 августа - "Автофрамос".
В течение августа остановится и крупнейший в России производитель грузовиков "КамАЗ": в стоке уже находится около 4000 машин, а месячные продажи сейчас примерно вдвое меньше.
А группа ГАЗ, напротив, увеличивает продолжительность рабочего времени: головное предприятие завода переходит на пятидневную рабочую неделю.