Всепоглощающий кризис и стремительно растущий уровень инфляции привели к тому, что даже те, кто до последнего момента не участвовал в "гонке подорожаний", вынуждены повышать цены. Речь идет о предприятиях телекоммуникационной отрасли, ранее, напротив, постоянно снижающих стоимость своих услуг в борьбе за клиента.Всепоглощающий кризис и стремительно растущий уровень инфляции привели к тому, что даже те, кто до последнего момента не участвовал в "гонке подорожаний", вынуждены повышать цены. Речь идет о предприятиях телекоммуникационной отрасли, ранее, напротив, постоянно снижающих стоимость своих услуг в борьбе за клиента.
Так, например, Московская городская телефонная сеть предлагала безлимитный тариф за местную телефонную связь для москвичей в 2008 г. даже ниже, чем в 2007 г.: 345 рублей вместо 380. Крупнейший московский оператор услуг широкополосного доступа СТРИМ обеспечивает безлимитный выход в Интернет всего за 350 руб. в месяц на скорости 2,5 Мбит/секунду. Тарифы других интернет-провайдеров несколько выше, но и они не "били" сильно по карманам москвичей в последнее время (например, тариф "Корбины" со скоростью 2,5 Мбит/с стоит ежемесячно 450 рублей).
Однако правила игры, похоже, изменились. И это вполне объяснимо, если вспомнить, что цены в стране уже выросли практически на все, включая тарифы ЖКХ, арендные платежи, электроэнергию и т.д. А все это неизбежно ведет к росту эксплуатационных расходов операторов связи. Тут еще и рубль покатился вниз, кредиты безумно дороги, многим гражданам приходится экономить на всем, в том числе на телефоне. Так что повсеместного подорожания в телекоммуникационной отрасли, видимо, не избежать.
Раньше складывалась иная ситуация. Компании могли позволить себе снижение рублевых цен по ряду причин. Одна из них - рост курса рубля по отношению к доллару. В последние годы рубль ежегодно укреплялся к доллару на 6% - 10%, то есть за ту же сумму в рублях компании телекоммуникационной отрасли могли приобретать необходимое оборудование за рубежом, пропускать больший объем трафика.
Еще одна причина - рост числа потребителей и набора предоставляемых услуг. Чем больше абонентов у компании и чем большим числом услуг они пользуются, тем больше отношение дохода к себестоимости обслуживания одного абонента. Если брать пример мобильных операторов, то в зоне обслуживания одной соты могут разговаривать как сто человек, так и тысяча. При этом доходы компании будут отличаться в десять раз, а расходы на обслуживание оборудования практически одинаковы. Рост числа пользователей Интернета помогал компаниям фиксированной связи финансировать прокладку новых кабелей, установку нового оборудования для модернизации своих сетей.
Положительно на стоимость тарифов влияла и доступность кредитов. Если компания собиралась расширить свою сеть и диапазон услуг, она легко могла получить кредит на развитие под низкий процент.
Но сейчас приходится констатировать, что "золотое время" связистов прошло, а ему на смену наступили суровые будни.
Первым о росте тарифов на международный роуминг на прошлой неделе заявил "МегаФон". В компании, правда, успокаивают, что повышение будет "меньше, чем падение курса рубля к доллару и евро". Об увеличении стоимости международного роуминга примерно на 20% с 17 февраля сообщил и "Билайн". МТС вроде бы собирается решить вопрос глобально: перевести все тарифы в доллары (или евро), как это было несколько лет назад.
Подрастут цены и на услуги местной телефонной связи. Для некоторых абонентов они уже и так выросли с начала кризиса. Например, оператор "Совинтел" со многими своими клиентами рассчитывается по курсу ЦБ РФ, и у них заведомо тарифы уже выросли так же, как и вырос курс доллара. Другие компании увеличивают тарифы одномоментно. Уже известно, что Федеральная служба по тарифам еще в прошлом году согласилась повысить в Москве стоимость услуг МГТС на 8% с 1 марта. Это немного по сравнению с инфляцией в 2008 г., составившей, по данным Росстата, 13%. А ряд экспертов так и вовсе говорят о 25%-м уровне. В МГТС обещают при этом сохранить все существующие ныне льготы, не останавливать перевод телефонных станций на цифровое оборудование и другие перспективные проекты по развитию сети, такие как IMS.
Уже понятно, что рост цен коснется и Интернета. Провайдер "Комстар" (бренд "Стрим") впервые в своей практике поднимает цены на доступ в Интернет с 1 марта. В компании говорят, что, для того чтобы предоставлять качественные услуги доступа в Интернет, провайдеру необходимо заключать специальные договоры с зарубежными иностранными компаниями. Взаиморасчеты с ними осуществляются в иностранной валюте, и в связи с ростом курса доллара и евро по отношению к рублю выросла себестоимость услуги. Это и вынудило провайдера повысить тарифы, но их рост существенно меньше, чем рост курса доллара к рублю.
Сегодня предприятия транспорта, связи, газо- и нефтепроводы - ключевое звено экономики. Если они остановятся, последствия будут катастрофическими. Возможно, кто-то попытается использовать нынешние времена для получения сверхприбыли, но забота государства - чтобы такого не случилось. Как бы то ни было, пока есть связь, есть и надежда. Недаром все описания грядущих апокалипсисов начинаются с того, что навечно замолкают телефоны. Будем надеяться, что этого не произойдет.