Образование не роскошь, а средство продвижения в жизни, залог успешной карьеры и личностного роста – этот тезис едва ли вызовет сомнение. Тем не менее сегодня, в разгар реформы высшего образования, все меньше выпускников школ имеют реальную возможность учиться в вузе и получать качественные знания. Причин этому несколько: это и ЕГЭ, о целесообразности введения которого спорят не один год, и общее снижение качества обучения, и огромное количество учебных заведений, имеющих государственные лицензии и аккредитации.
Если смотреть в цифрах, то на начало 1993 г. в России было около 650 вузов. Сегодня их полторы тысячи, многие имеют филиалы, также уполномоченные обучать студентов. Фактически принять абитуриентов готовы около 3700 институтов и университетов. Однако многие из них, несмотря на право выдавать дипломы государственного образца, не предоставляют качественного образования, а какие-то являются "вузами-призраками", существующими исключительно на бумаге.
На вопрос, почему таким "учебным заведениям" выдаются лицензии и кто заинтересован в том, чтобы они числились в реестре аккредитованных вузов, ответил в ходе состоявшейся вчера в Москве пресс-конференции президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН Сергей Комков.
По его словам, в сложившейся ситуации прежде всего виновата коррумпированность чиновников Рособрнадзора: "Получение лицензии на образование не такая сложная процедура. Но дело в том, что без взятки вы не сможете ни получить ее, ни продлить. Я могу привести пример: в этом году из 120 вузов, подавших заявление на продление государственной аккредитации, продлить ее смогли лишь десять. Это те учебные заведения, которые имеют хорошую рекламу и, как следствие, учеников, которые могут оплачивать немалые счета за учебу. Небольшие институты, имеющие не менее 500 студентов, которые смогли набрать уникальные преподавательский состав и дают отличный уровень образования, вынуждены закрываться – у них нет возможности платить чиновникам".
Ситуация с получением аккредитаций осложняется тем, что качество предлагаемого образования оценивают все те же чиновники, и делают это исключительно на основании собственных суждений. "Эффективно оценивать качество образования, предлагаемого тем или иным вузом, могло бы вузовское сообщество, – говорит Комков. – Но такой структуры в России не существует. Есть союз ректоров, но он, по объективным причинам, заниматься оценкой вузов не может". Президент Всероссийского фонда образования считает, что только при полном изменении существующей сегодня системы оценки вузов для выдачи лицензий российская наука сможет вновь считаться одной из сильнейших в мире.