Госдума РФ в пятницу приняла в третьем, окончательном чтении президентский закон "О полиции", передает "Интерфакс". Тем самым депутаты завершили работу над документом, который впервые, еще до официального внесения проекта в парламент, был предложен к широкому общественному обсуждению, в том числе через интернет. Оппозиционные фракции голосовали против. Госдума РФ в пятницу приняла в третьем, окончательном чтении президентский закон "О полиции", передает "Интерфакс". Тем самым депутаты завершили работу над документом, который впервые, еще до официального внесения проекта в парламент, был предложен к широкому общественному обсуждению, в том числе через интернет. Оппозиционные фракции голосовали против.
Таким образом, с 1 марта вместо милиции в России будет действовать полиция. Название меняется в рамках коренного реформирования МВД, направленного на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.
Самая примечательная дискуссия развернулась во время обсуждения поправок во втором чтении. Фактически, Госдума разрешила будущим полицейским бить женщин за исключением тех, у кого есть "видимые признаки беременности". Предложенная поправка к законопроекту "О полиции", содержащая требование запретить стражам порядка применять силу против представительниц слабого пола, не нашла поддержки у большинства народных избранников.
В ходе обсуждения поправок к законопроекту "О полиции" (кстати, в пятницу он принят парламентом во втором чтении) депутат из "Единой России" Андрей Макаров предложил убрать уточнение "с видимыми признаками беременности", запретив вообще бить женщин. "Я, честно говоря, выкинул бы "видимые признаки беременности" и скажу, что в принципе женщин-то бить нельзя", - сказал депутат.
По его словам, комитет Госдумы по безопасности отклонил данную поправку к законопроекту на том основании, что она не учитывает интересы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, а также необоснованно создает угрозу для жизни и здоровья граждан. Макаров, в свою очередь, подчеркнул, что остается на своей позиции и считает, что "женщин бить нехорошо".
Депутаты встретили аплодисментами это замечание. "Те, кто хлопают, на секунду задумайтесь, что сравнительно недавно такие, с позволения сказать, женщины взорвали несколько самолетов", - заметил, однако, замглавы комитета по безопасности Владимир Колесников, который докладывал по законопроекту.
Председательствующий на заседании первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов резюмировал эту дискуссию так: "Поправка отклоняется по принципам гендерного равенства".
В целом, Госдума поддержала 144 поправки к законопроекту. Еще почти 400 предполагалось отклонить. Корректировки не затронули основных положений проекта, сообщают "Вести". В частности, к основным задачам полиции добавилась экспертно-криминалистическая работа. Помимо этого, внештатников можно будет привлечь к сотрудничеству только с их согласия.
Кроме того, полицейские, как говорится теперь в законопроекте, будут не "осуществлять контроль" за мигрантами, а только "участвовать в осуществлении контроля". По мнению законодателей, это исключит дублирования функций ФМС. Оговаривается также, что задержанный "имеет право на один телефонный разговор", а не звонок, чтобы уведомить своих близких. Позвонить по просьбе задержанного сможет сотрудник полиции.
Этой возможностью не смогут воспользоваться лица, совершившие побег из-под стражи или из психиатрического лечебного учреждения, уклоняющиеся от отбывания наказания или от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, либо находящиеся в розыске.
Еще одна предлагаемая корректировка уточняет, что перед тем, как войти в жилое помещение, полицейский будет обязан объяснить, на каком основании он собирается войти. Сделано исключение только для случаев, когда промедление "создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия".
Из списка оснований для проникновения стражей порядка в дома граждан исключается возможность заходить туда "для установления обстоятельств совершения преступления", однако сохраняется право войти, чтобы изучить обстоятельства несчастного случая.
Также из законопроекта изымается превентивная норма о том, что в "предупреждении налоговых преступлений" полицейские смогут "запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юрлиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица". Эти полномочия у них сохранятся лишь при "выявлении и пресечении" таких деяний, передает ИТАР-ТАСС.
Одновременно текст дополняется положением о том, что результаты мониторинга общественного мнения о деятельности полиции "регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан" через СМИ и интернет. Из новой редакции законопроекта было изъято также положение о том, что общественные советы при территориальных органах полиции "формируются в порядке, определяемом руководителем МВД".
В итоговом варианте лишь говорится, что "общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан РФ, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом президентом РФ". Таким образом, полномочия главы государства будут распространяться и на порядок формирования региональных общественных советов при органах полиции.
В беседе с журналистами заместитель председателя думского комитета по законодательству Андрей Назаров обратил внимание, что "впервые в истории России вся деятельность стражей правопорядка будет регулироваться нормами закона прямого действия, а не подзаконными актами, продиктованными ведомственными интересами".
"Это, кроме всего прочего, означает, что президент России, опираясь на парламент и вместе с Федеральным собранием, берет на себя политическую ответственность за будущую работу полицейских", - считает он. "С точки зрения качества законодательства, закон прямого действия позволяет именно субъектам законодательной инициативы - президенту, правительству, регионам и парламентским фракциям - в дальнейшем корректировать нормы в зависимости от результатов, - считает парламентарий. - То есть ведомственные интересы отодвигаются в сферу более точного исполнения норм закона и выявления его узких мест, а не будут подменять политические институты общества".
"Поэтому и политики, и общество имеют все основания для оптимистического взгляда в будущее новой российской полиции, поскольку у общества в целом и у экспертного сообщества появляются серьезные рычаги политического влияния на правоохранительную систему", - убежден Назаров.
Напомним, законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении 10 декабря. В январе в ходе обсуждения из законопроекта была исключена одна из самых одиозных статей: о презумпции законности действий сотрудников МВД.