Розничные продавцы завышают цены на импортное вино, особенно европейское. К такому выводу пришли эксперты Федеральной антимонопольной службы, проанализировав структуру ценообразования на импортные вина в России. По данным ведомства, розничная наценка на вина Старого Света, в том числе наиболее популярные у россиян французские, испанские и итальянские, доходит до 51%. При этом в период промоакций стоимость таких вин в розничных сетях зачастую падает на 15%, что означает снижение торговой наценки с 50% до 35%. Примечательно также, что на аналогичную продукцию из Нового Света, а также на вина Болгарии, Венгрии, Германии и Абхазии накручивается не более 30%. "Мы не знаем пока, чем отличаются договорные отношения между торговыми сетями и поставщиками вин из различных регионов. Нам потребуется прояснение мотивов и причин высоких розничных наценок на вина Старого Света", - сообщил журналистам заместитель руководителя антимонопольного ведомства Андрей Цыганов.
Напомним, ситуацией на рынке импортных вин ФАС озаботилась еще в январе, обратив внимание на то, что цена импортного вина в российских торговых сетях заметно превышает отпускную цену виноделов. Руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев обнаружил, что европейские вина в России стоят в разы дороже, чем у себя на родине. В некоторых случаях эта разница исчисляется десятками. Так, например, бутылка вина, которую во Франции можно купить за €5, у нас продается за €150. "Себестоимость логистики одной бутылки явно не может составлять €145. Мы думаем, что импорт может быть значительно дешевле, хотим посмотреть этот рынок на предмет, нет ли картельных соглашений и эксклюзивных договоров", – заявил Артемьев, пообещав предоставить первые итоги исследования к лету.
Итоги оказались несколько неожиданными для экспертов ФАС. В январе они полагали, что цены завышают импортеры. Однако в ходе изучения деятельности фирм-поставщиков, таких как "Дионис Клуб", "Русьимпорт", "Лудинг", а также торговых сетей "Mетро", "Реал", "Спар", "Перекресток", "Седьмой континент", "Азбука вкуса", "Ашан", "Утконос" и других пришли к выводу, что основные сливки снимает розница. Как пояснил Цыганов, исследователи не нашли монополистов на рынке оптовой продажи вина, где действуют 244 предприятия. И на крупнейшего импортера, по оценкам ФАС, приходится 18,3% от общих поставок, а 15 крупнейших поставщиков вместе взятых ввозят 62,1% от объема российского винного импорта. И их прибыль составляет от 15% до 19%. При этом затраты на логистику в структуре розничной цены составляют порядка 1% - 8%, в зависимости от ценовой категории. "Из этого следует, что практика торговых сетей недостаточно объективна", - резюмировал представитель ведомства.
ФАС рассчитывает восстановить справедливость, добившись снижения стоимости импортного вина для российских потребителей. Основные надежды в решении данного вопроса ведомство возлагает на закон о торговле, который должен заработать в полном объеме с 30 июля 2010 года. Тогда, по словам Цыганова, у ФАС появятся реальные рычаги, чтобы не только изучать, но и пресекать нарушения антимонопольного законодательства со стороны торговых сетей. "Мы не можем снизить цену на импортное вино, но можем создать невыносимые условия для тех торговых сетей или других хозяйствующих субъектов, которые нарушают закон", - подчеркнул он. На очереди проверка предприятий общественного питания, где наценка на импортное вино по сравнению с торговыми сетями еще выше, в два - три раза.
Рвение, с которым антимонопольщики взялись удешевлять винную продукцию вполне понятно. Оно идеально вписывается в концепцию государственной антиалкогольной кампании, широко разрекламированной в прошлом году. Не секрет, что Россия, прочно занимая лидирующие позиции по потреблению крепкого алкоголя на душу населения, безнадежно отстает в потреблении вина, которого даже в советские времена россияне пили заметно больше. Сделав доступным хорошее вино, власти надеются изменить структуру потребления спиртного, привив гражданам любовь к благородным напиткам. Впрочем, даже если ФАС сумеет обуздать аппетиты продавцов, вряд ли импортное вино сможет составить реальную конкуренцию отечественной водке, дешевому портвейну и винным суррогатам. Поэтому игроки рынка предлагают антимонопольному ведомству для начала разобраться хотя бы с последним из вышеперечисленного.