В крушении пассажирского Ту-134 в Карелии поздно вечером 20 июня, судя по всему, могут обвинить пилотов. В пользу этой версии появляется все больше мнений и свидетельств. То, что экипаж решил садиться на свой страх и риск, несмотря на предупреждения о сложной погоде и плохой видимости, подтвердил диспетчер аэродрома деревни Бесовец, возле которой разбился самолет.
Сергей Шматков, который вел Ту-134 с земли, утверждает, что до последнего убеждал пилотов уйти на второй круг. "Плохая видимость из-за густого тумана - всего 2100 метров, темнота, сложная погода! Но Федоров (командир экипажа - прим. ред.) ответил, что будет сажать самолет вручную", - цитирует его Life News.
"Я не могу сказать, что на аэродроме вообще ничего не было видно, - сказал он. - Это называется минимальные условия видимости. В принципе, в таких условиях посадить лайнер можно".
Карельский диспетчер передал последние слова, которые услышал от командира перед тем, как самолет пропал с экрана радара. "Я прошел дальний привод (две сигнальные радиостанции в 6600 метрах от полосы - прим. ред.)", - сообщил Федоров. - "На курсе". "Понял, на курсе", - ответил Шматков. Буквально в следующую минуту, как он говорит, он должен был увидеть Ту-134 своими глазами, но этого не произошло. Больше пилоты на связь не выходили.
О катастрофе диспетчер узнал только от сотрудников МЧС. Сам он не слышал и не видел ни взрыва, ни хлопка, ни пожара.
Сергей также опроверг версию того, что причиной крушения могло стать пятисекундное отключение светосигнального оборудования на взлетно-посадочной полосе. Оно произошло уже во время аварии, и именно из-за нее, утверждает он.
В целом эту авиакатастрофу диспетчер сравнивает с прошлогодней трагедией под Смоленском, которая произошла с бортом президента Леха Качиньского. Напомним, базирующийся в Москве Межгосударственный авиационный комитет назвал главной причиной катастрофы именно человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.
То, что отсутствие подсветки полосы не являлось причиной карельской трагедии, ранее во вторник сообщил источник в Минтрансе. "У меня информации о том, что это было из-за освещения, нет", - сказал он "Интерфаксу". - Предварительно я пока не могу комментировать, но там была другая ситуация".
Следствие выдвинуло три основные версии крушения: человеческий фактор, то есть ошибка пилота или наземных служб аэропорта, сложные погодные условия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта.
Однако глава Карелии Андрей Нелидов на экстренном совещании по вопросам, связанным с авиакатастрофой, заявил, что техническое состояние аэропорта Петрозаводска отвечает всем международным стандартам. "Там установлено новое оборудование. Состояние аэропорта не могло стать причиной катастрофы", - заключил он.
Между тем официальный представитель Росавиации сообщил ИТАР-ТАСС, что крушение Ту-134 под Петрозаводском произошло после того, как самолет "по непонятным причинам отклонился от курса и начал преждевременное снижение".
"Установлено, что самолет по неизвестным причинам отклонился от взлетно-посадочной полосы в сторону на несколько сотен метров, а также начал преждевременное снижение, в результате чего врезался в деревья, а после этого столкнулся с линией электропередачи", - цитирует его агентство.
Представитель ведомства подчеркнул, что столкновение с ЛЭП произошло уже в ходе аварии, а не до нее. В результате электроснабжение инфраструктуры аэродрома было на несколько секунд прервано, однако вовремя сработали резервные источники питания. По его словам, инцидент никак не повлиял на работу аэропорта.
Летевший из московского аэропорта "Домодедово" самолет Ту-134 компании "РусЭйр" разбился около 23:40 при заходе на посадку неподалеку от аэропорта Петрозаводска. Он упал на Суояровское шоссе примерно в 700 метрах от ВВП. Пробороздив около 150 метров лесной опушку, самолет остановился лишь в 20 метрах от домов строящегося дачного поселка, съехал в кювет и загорелся.
Из 52 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа 44 человека, включая семерых детей, погибли. Восемь человек выжили, но находятся с тяжелейшими травмами и ожогами в больницах.