Затонувшую в Волге "Булгарию" могут начать поднимать со дна уже в среду вечером - все зависит от того, успеют ли к этому времени завести под днище четыре так называемых "полотенца". Это металлические листы шириной по 15 метров и весом 2,5 тонны каждыйЗатонувшую в Волге "Булгарию" могут начать поднимать со дна уже в среду вечером - все зависит от того, успеют ли к этому времени завести под днище четыре так называемых "полотенца". Это металлические листы шириной по 15 метров и весом 2,5 тонны каждый
их затем подцепят к стропам и на них с помощью мощнейших в стране плавучих кранов-"крепостей" будут вытаскивать теплоход на поверхность.
Говоря о ходе операции, информагентства цитируют официального представителя ее оперативного штаба Тимура Хикматова, однако, как ни странно, цитаты расходятся. Так, у ИТАР-ТАСС Хикматов говорит, что по данным на 8 утра среды начаты работы по заводу первых двух "полотенец" под кормовую часть и продолжается подготовка к аналогичному процессу под носовой частью. "Интерфакс" же сообщает, что к 8 утра два "полотенца" под корму уже заведены.
Представитель оперштаба считает, что пока рано говорить о готовности "Булгарии" к подъему. Подготовительные работы, по его оценке, могут занять от двух часов до суток. После этого судно приподнимут до уровня верхней палубы и начнется откачка воды.
Напомним, ранее глава управления информации МЧС Ирина Андрианова заявила, что работы идут с опережением графика, даже несмотря на задержку, вызванную обрывом одного из стропов в воскресенье, 17 июля. Согласно графику, на который она ссылалась, непосредственно подъем планировался именно на среду, 20 числа. Теперь, похоже, от него рискуют отстать.
Операция по подъему "Булгарии" затягивается, соглашаются "Известия", замечая, что чем сложнее она становится, тем меньше высокого начальства остается на берегу Волги. Глава МЧС Сергей Шойгу, неделю находившийся на месте трагедии, с понедельника ушел в отпуск. А председатель правительственной комиссии, глава Минтранса Игорь Левитин улетел с президентом Дмитрием Медведевым в Германию.
По словам Ирины Андриановой, МЧС не руководит операцией, сейчас всем занимается Минтранс. В отсутствие Левитина оперативным штабом руководит его заместитель Виктор Олерский. В штабе уверяют, что отсутствие высоких начальников никак не повлияло на ход работ.
В свою очередь инженер аварийно-спасательной службы подводных работ (Госакваспас) МЧС Николай Колосков рассказал газете, что основную трудность представляет ил, в котором теплоход увяз на три метра. Он держит корпус прочно, словно клей. Отчасти из-за этого вечером в воскресенье лопнул один стальной строп, и пришлось прервать операцию.
Но несмотря на сложности, по словам Колоскова, спасатели не отказались от плана поднять "Булгарию" целиком, не разрезая корпус на части. После подъема и откачки воды судно "поставят на самостоятельный плав" и на буксирах поведут в док.
Между тем "Новая газета" обращает внимание на секретность операции, к наблюдению за которой журналистов перестали пускать после воскресного обрыва стропа. До этого около 60 представителей СМИ могли воочию видеть работы со специально установленной поблизости от места затопления баржи "Сосновка-1".
Ближе к вечеру воскресенья процесс засекретили: перед двумя плавучими кранами вдруг появился катер "Прибой", который загородил от телекамер все место подъема, рассказывает корреспондентка газеты, бывшая на месте событий.
Работ по восстановлению стропа никто уже не увидел: на "Сосновку" журналистов пускать перестали, а все дороги, ведущие к берегу, с которого можно было бы разглядеть плавучие краны, оказались перегорожены людьми в военной форме без опознавательных знаков, которые заворачивали идущие туда машины.
Вокруг самих кранов уже давно было выставлено двойное оцепление катеров МЧС. "В воскресенье на моих глазах они поймали пришедший с берега скутер и долго гнали прочь по водохранилищу", - пишет автор статьи.
В том же материале "Новой газеты" приводятся свидетельства водолазов татарского МЧС, которые прибыли на место ЧП первыми и доставали тела погибших и осматривали затонувшее судно. С журналистами говорить им запрещено, так что увиденным на дне они поделились только на условиях анонимности.
"Мы за первые три дня много тел вытащили. Спускаемся на 40 минут, потом меняемся или баллоны с воздухом меняем. Так без остановки сутки, отдых - и снова пошли", - вспоминают они первые дни после трагедии.
В таком режиме, практически круглые сутки в кромешной подводной тьме, водолазы работали неделю. "Я как на берег вышел - упал и землю поцеловал", - говорит один из них.
Исследовавшие судно уверены: пробоин в нем нет. Большинство погибших пассажиров остались в каютах, команда - на рабочих местах. Часть топлива из двигателей вылилась, но топливные баки и не были герметичны. А вот музыкальная комната, куда перед затоплением якобы собрали всех детей, оказалась мифом.
По словам спасателей, в четырехстах метрах от судна была небольшая мель, носом к которой "Булгария" и легла. Как предполагают водолазы, капитан понял, что тонет, и шел к ней, чтобы спасти людей. Но не успел.
Они подтверждают, что теплоход затонул в считаные минуты: "Многие пассажиры в окнах торчали или под леерами. То есть из кают-то они выбрались, а дальше дыхалки уже не хватило", - объясняют спасатели.
Один из водолазов уверен, что у погибших вообще не было шансов. Когда судно накренилось и стало ясно, что близится катастрофа, все, кто были на палубе и могли тут же прыгнуть в воду, побежали в каюты, за детьми. "Там мы их и нашли, - говорит он. - Выбиваешь окно, вплываешь, светишь фонариком - а они висят. На спасжилетах, под потолком".