8 апреля вступает в силу закон "Об электронной подписи", одобренный Госдумой и Советом Федерации в марте. Накануне его подписал Президент России Дмитрий Медведев, сообщает "Российская газета".
Новый документ пришел на смену принятому в 2001 году закону "Об электронно-цифровой подписи" (ЭЦП), который содержал слишком серьезные требования к ЭЦП и сильно ограничивал возможности по применению электронных документов.
В нем, например, допускалось применение единственной технологии идентификации - ассиметричных электронных ключей, которая требует обязательного наличия сертификата от удостоверяющего центра и передачи копии сертификата уполномоченному органу в бумажном и электронном виде.
Например, напоминает CNews.ru, сейчас, чтобы для авторизации на "портале госуслуг" необходимо с помощью "Почты России" получить письмо с бумажным кодом, что зачастую требует длительного ожидания, либо использовать универсальную электронную карту, которая выдается лишь в нескольких пилотных регионах.
В результате, как отмечается в пояснительной записке к новому закону, в России ЭЦП пользуются практические только юридические лица, а число выданных сертификатов составляет не более 0,2% от общего числа населения.
Электронная подпись представляет собой зашифрованную информацию в виде файла. Сегодня эта новинка существует в основном в коммерческих компаниях. В перспективе "новая виза" будет ходить в министерствах и ведомствах, куда граждане обращаются за госуслугами по Интернету, в муниципалитетах.
В рамках электронных госуслуг внедряться электронная подпись будет постепенно. Например, в Москве, сообщили "РГ" в минкомсвязи, с мая этого года. И с июля - еще в 80 регионах.
В Минкомсвязи полагают, что стоимость новой услуги должна определяться ценой электронного носителя, допустим, пластиковой картой. Однако в законе это не прописано, и все будет определяться подзаконными актами.
Эксперты объясняют обязательность платности тем, что для обеспечения информационной безопасности, техобслуживания подписи необходимы средства, а если выдавать ее за счет бюджета, расходы будут внушительными. По некоторым оценкам, речь может идти о сотнях тысяч человек, которые могут быть заинтересованы в удаленном получении государственных и муниципальных услуг.
Для организаций цифровая подпись, скорее всего, будет стоить больше, так как тарифы могут варьироваться в зависимости от получаемых услуг, носителя, сферы применения и защиты подписи.