Со спамом и массовыми рекламным интернет-рассылками в России решили бороться на законодательном уровне. Поправки готовятся в административный кодекс РФ и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Предполагается, что при автоматической рассылке будет обязательно предварительное согласие получателя информации, в противном случае штраф за подобное нарушение может достигать 200 тыс. рублей. Исключение сделают только для пресс-релизов. Со спамом и массовыми рекламным интернет-рассылками в России решили бороться на законодательном уровне. Поправки готовятся в административный кодекс РФ и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Предполагается, что при автоматической рассылке будет обязательно предварительное согласие получателя информации, в противном случае штраф за подобное нарушение может достигать 200 тыс. рублей. Исключение сделают только для пресс-релизов.
Поправки, направленные на борьбу с главным злом Интернета подготовили в Совете Федерации. «Рассылка спама снижает эффективность работы, наносит ущерб государственному и коммерческому секторам» «Основное условие документа – предварительное согласие получателя информации перед автоматической рассылкой», - пояснил РИА «Новости» председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников.
По его словам, необходимость принятия кардинальных мер в Интернете назрела давно - рассылка спама снижает эффективность работы, а в ряде случаев наносит прямой ущерб государственному и коммерческому секторам. При этом доля вредоносной рекламной информации постоянно возрастает, а существующее законодательство не устанавливает ответственности за его распространение.
Сейчас законопроект находится в стадии доработки. Сенатор посетовал на несовершенные механизмы борьбы со спамом. Он считает, что к борьбе с навязчивыми рекламными рассылками нужно привлечь провайдеров.
«Маловероятно, что коммуникационные компании смогут корректно устанавливать согласие клиентов на конкретные рассылки, а также выявлять в них наличие несанкционированной информации. Поскольку пользователи интернетом оплачивают услуги за предоставление доступа провайдерам, то следует рассмотреть возможность возложения функций контроля на провайдеров», - предложил Завадников.
Предполагается, что в случае распространения информации «без предварительного согласия адресатов», простых граждан будут штрафовать на сумму от 300 до 1 тыс. рублей, должностных лиц - от 1 тыс. до 10 тыс. рублей, юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
Массовая рассылка почтовых отправлений или электронных сообщений в соответствии с законопроектом влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 500 до 3 тыс. рублей, на должностных лиц - от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридических лиц - от 50 тыс. до 200 тыс. рублей.
При этом под категорию спама не попадает рассылка пресс-релизов. «Приложенная к обращению информация не подпадает под действие Федерального закона «О рекламе», так как является приглашением на пресс-конференцию, а также анонсами предстоящих мероприятий», – прокомментировал Фонтанке.Ру заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти Юрий Матыцин.
Отметим, что в этом году впервые за несколько лет в Рунете наблюдается сезонное падение долевых показателей спама. По данным исследования, подготовленного специалистами «Лаборатории Касперского», с января по апрель 2008 года спам составлял более 86% почтового трафика (в среднем за месяц). Между тем в мае доля спама снизилась до 79,1%, а его доля в почтовом трафике в июне в составила 82,1%.
Авторы отчета отмечают, что несмотря на рост этого показателя по отношению к маю на 3 процентных пункта, тенденция к ослаблению спамерской активности сохранилась.
Список лидирующих спам-тематик месяца по-прежнему возглавляет реклама лекарственных препаратов (25,8%). В то же время впервые за много месяцев в горячую пятерку попал спам «для взрослых». Как отмечают в «Лаборатории Касперского», доля такой рекламы в общем потоке нежелательной почты начала расти еще в мае и в июне достигла 5,2%.
Между тем аналитики «Лаборатории Касперского» считают, что тенденция незначительного снижения доли спама носит сезонный характер и с наступлением осени долевые показатели навязчивой рекламы вернутся к прежним значениям. Нежелательная корреспонденция по-прежнему составляет основную долю почтового трафика, отмечается в исследовании.
Согласно последнему отчету, обнародованному компаниями Symantec и Web Security, самым крупным поставщиком электронного мусора является Европа. 44% спама, который распространяется по всему миру, родом из Старого Света. На втором месте США (35%), на третьем – Азия (15%).
Аналитики газеты Frankfurter Allgemeine отмечают, что от распространения спама выигрывают прежде всего создатели защитных компьютерных программ. В прошлом году в Германии обороты некоторых торговцев антивирусными программами ежемесячно росли на 15%.
В целом рынок электронной безопасности растет ежегодно примерно на 8%. Защита нового поколения способна «проглядеть» лишь одно спам-письмо из 100 тысяч.
Отметим, что первое в истории коммерческое сообщение было отправлено 3 мая 1978 года и вызвало негативную реакцию, однако вскоре предприниматели оценили выгоду электронных рассылок.
Сейчас спам занимает от 80 до 90% всей электронной корреспонденции. Ежедневно число рассылаемых спам-сообщений достигает 120 миллиардов.