Государство российское, похоже, никогда не прекратит борьбу за трезвость своих граждан. На этот раз за водку взялась созданная весной Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, или Росалкоголь). На днях она обнародовала проект приказа, согласно которому с 1 января 2010 г. водка должна стоить не менее 89 руб. за пол-литра. Таким образом, как полагают в ведомстве, с рынка будут удалены суррогатные и "левые" напитки и в целом снизится потребление алкоголя.Государство российское, похоже, никогда не прекратит борьбу за трезвость своих граждан. На этот раз за водку взялась созданная весной Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, или Росалкоголь). На днях она обнародовала проект приказа, согласно которому с 1 января 2010 г. водка должна стоить не менее 89 руб. за пол-литра. Таким образом, как полагают в ведомстве, с рынка будут удалены суррогатные и "левые" напитки и в целом снизится потребление алкоголя.
По поводу новой инициативы возникает много вопросов. Во-первых, кажется странным, почему федеральная служба устанавливает цены на товар по всей стране. У нас ведь рынок, как-никак. Однако у Росалкоголя есть соответствующие полномочия от правительства. Согласно положению об этой службе, в ее компетенцию входит, в числе прочего, самостоятельное определение минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию страны, а также минимальных цен на производящийся в России этиловый спирт. Ну, а рынок это вряд ли нарушит, ведь речь идет о минимальной цене, а не о фиксированной.
Кстати, о цене. Тут второй вопрос – почему именно 89 рублей? Как уверяют в ведомстве, цифра взята не с потолка. В начале ноября "Росалкоголь" представил свою методику расчета минимальной цены на водку. Она складывается из себестоимости, налогов и минимальной торговой надбавки. На данный момент считается, что отпускная цена завода должна составлять не менее 70 руб. (причем себестоимость продукции из них всего 17 руб., остальное – акциз и НДС), а минимальная торговая наценка, соответственно, 19 рублей. Расчетная цена будет действовать один год и пересчитываться каждый раз к 1 января.
За продажу водки дешевле установленного минимума торговые предприятия будут наказываться штрафом в размере до 100 тыс. руб. или даже отзывом лицензии на торговлю алкоголем. И тут возникает третий вопрос: для чего такие строгости и вообще вся эта затея с минимальной ценой на "народный" напиток?
По оценкам экспертов, среднестатистический россиянин потребляет 18 л чистого спирта в год по сравнению с 11 л в год в странах Западной Европы. Именно этот показатель является главной причиной низкой продолжительности жизни у мужчин в РФ.
В конце лета президент Дмитрий Медведев поручил правительству разработать антиалкогольную стратегию, в которую должны войти новые ограничения на рекламу алкогольных напитков, ужесточение контроля на рынке алкогольных напитков с низким содержанием спирта, ограничения по времени и местам продажи алкоголя, а также установление минимальных цен и увеличение акцизов на водку. Кроме того, должны быть разработаны эффективные меры по уменьшению объемов рынка "левого" алкоголя. (По данным "Росалкоголя", в прошлом году потребление легального спиртного на душу населения составило 10 л в год (в пересчете на спирт), тогда как суррогатов и самогона – до 8 литров. То есть, почти столько же.) Возможно, что в дальнейшем будет восставлена госмонополия на производство дистиллированного спирта, хотя пока эта идея не получила развития.
Одним словом, введение минимальной цены на водку можно считать началом очередной антиалкогольной кампании. В предшествующие годы вводились отдельные меры по снижению потребления алкоголя (ограничения, касающиеся порядка продажи и рекламирования спиртных напитков), теперь же речь идет именно о комплексной программе наступления на "зеленого змия". И в этой связи остается последний, но самый сложный вопрос: будет ли достигнут желаемый эффект от установления минимальной цены на водку? С одной стороны – вроде, да. "Левая" водка, которая удерживает существенную часть рынка благодаря своей дешевизне, должна исчезнуть из продажи (по крайней мере, официальной). А исчезнет "паленая" – будет меньше случаев отравления суррогатами
водка станет в целом дороже – ее будут меньше пить.
Но, увы, эта логика не выдерживает критики. Во-первых, как утверждают отраслевые эксперты, в настоящее время значительная доля "левой" водки – вовсе не суррогат, а та же заводская продукция, просто выпущенная "внеурочно" и проданная с завода "налево" по совершенно другим отпускным ценам. Справиться с подобными махинациями сложнее, чем накрыть подпольный цех, где делают "настоящий" суррогат. То есть в любом случае предложение дешевой водки останется на прежнем уровне. А если ее нельзя будет легально реализовать через торговую сеть, то, видимо, возродятся иные "механизмы" реализации – из-под прилавка, как в советские годы.
А во-вторых (и это главное), эксперты полагают, что спрос на дешевый алкоголь от введения минимальных цен вовсе не сократится. По оценкам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в России порядка 30 миллионов потребителей, которые ввиду низких доходов не имеют доступа к "легальной" водке, и 90 руб. за бутылку им просто не по карману. Именно они будут искать способы достать дешевый напиток в обход прилавка, а если не удастся – начнут использовать суррогаты, вплоть до технических жидкостей. Как показал опыт предыдущей антиалкогольной компании, выпить можно буквально все...
Выходит, перед нами неразрешимая задача? Нет, скорее, она не разрешима чисто административными методами, или, по крайней мере, начинать надо бы не с них. Чтобы снизить потребление спиртного (а заодно и исключить из употребления "левые" напитки) нужно постепенно изменить что-то в сознании людей, помочь им найти применение своим силам и способностям. В стране постепенно умирает несколько сотен моногородов, где зачахло производство, а также бесчисленное количество деревень, где разучились толком возделывать землю. Жители этих пока еще населенных пунктов пытаются куда-нибудь уехать (туда, где есть работа) или спиваются оттого, что не могут найти себе применения.
Одним словом, государство может худо-бедно контролировать производство и продажу водки, но ее потребление должны научиться контролировать сами люди.