Этим летом стоимость поездок на самые популярные у россиян заграничные курорты может существенно возрасти. И виной тому отнюдь не природно-политические катаклизмы, а политика отечественных авиационных властей. На этой неделе Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась в Росавиацию с открытым письмом, в котором предупредила, что чартерной перевозки в предстоящем сезоне на всех может не хватить, и это способно привести к очередному повышению цен на туры.
В ближайшие дни лицензионная комиссия ведомства должна принять окончательное решение по поводу распределения чартерных программ между российскими перевозчиками на летний сезон. А поводом для обращения АТОР послужила ситуация, сложившаяся в конце апреля: 11 авиакомпаний не получили разрешения обслуживать ряд массовых направлений. Причем известие об этом поступило за неделю до майских праздников, и туроператорам в минимальные сроки пришлось искать места на "разрешенных" бортах.
Доходило до курьезов. Так, авиакомпания "Татарстан", которая должна была везти туристов из Москвы на греческий остров Закинтос, получила сообщение о запрете этой программы буквально за три дня до ее начала. В результате москвичам пришлось лететь в Грецию транзитом через Казань (оттуда компания имеет право осуществлять рейсы в данном направлении), с четырехчасовым томлением в аэропортах и сопутствующей нервотрепкой.
Представителей турбизнеса смущают не столько запреты сами по себе, сколько отсутствие внятных объяснений подобных решений. Действия Росавиации совершенно не согласуются с потребностями рынка, сокрушаются они. Так, например, по Хорватии допуски получили 65 программ. В АТОР подсчитали, что это позволяет перевезти за сезон около 114 тысяч туристов. При этом за аналогичный период прошлого года Хорватию посетили почти 145 тысяч россиян. На текущий год эксперты прогнозируют рост турпотока примерно на 20%. Таким образом, направлению может не хватить порядка 60 тыс. кресел. Аналогичным образом выглядит ситуация по Болгарии и Кипру. На некоторых маршрутах перевозку вообще осуществляют всего две – три компании.
Очевидно, что посетить названные страны смогут не все желающие, а счастливчикам, получившим места в самолетах, придется за это удовольствие изрядно переплатить. Превышение спроса над предложением неминуемо ведет к росту цен. При этом в ту же Грецию за июнь – октябрь объем допущенной перевозки позволит перевезти 420 тысяч человек, тогда как за прошлый год, по данным Ростуризма, страну посетили примерно 380 тысяч отдыхающих из России. Возможно, сюда переметнется часть туристов с тех направлений, где образуется дефицит перевозки, но Греция все равно будет "гореть".
Нехватка бортов – не единственный фактор, влияющий на подорожание перевозки. К массовым направлениям не допущены многие небольшие региональные авиакомпании. Между тем именно они чаще всего предлагают лучшие цены и гибкие контракты. И, разумеется, играет свою неблаговидную роль традиционное повышение цен на топливо: одни авиакомпаний закладывают его в тарифы, которые постоянно растут, другие просто вводят дополнительные топливные сборы. В целом, билеты на ряд массовых направлений могут подорожать на 30%.
Некоторые эксперты полагают, что часть туристов вообще откажутся от дальних странствий и обратят свой взор на родные просторы. Однако наземный транспорт далеко не всегда может служить альтернативой авиаперелетам даже внутри страны, а в небе над Россией тоже все не так просто. По стоимости билетов многие внутренние рейсы могут поспорить с международными, и пока ничто не предвещает существенных перемен в этой сфере.