"Как вовремя мы съездили в Египет!", - радовались мы с подругой во время перипетий с акулами в Шарм-эль-Шейхе. "Как не вовремя началась эта революция!", - досадует сейчас сосед-студент. Можно, конечно, упрекнуть нас в черствости, недальновидности и эгоизме. Но, думается мне, многие обыватели в скором времени могут, при всем сочувствии к народам Египта, Туниса, Иордании и прочим, сказать хотя бы про себя: "Но почему проблемы возникают у меня?". А проблемы обязательно возникнут.
Первая - лежащая на поверхности - курортная. Давайте посмотрим на карту: волнения и революции уже сделали небезопасными практически все страны недорогого пляжного отдыха. Причем как зимнего (Таиланд, где пожар загашен, но не потушен, Египет, Иордания), так и летнего (Тунис, а возможно и начавший входить в моду Марокко).
Последствия российские обыватели почувствуют уже в апреле, когда потянутся заказывать туры на майские праздники: европейские направления, даже если не окажутся безальтернативными, все равно подорожают. Руссо туристо, конечно, полные крейзи, но даже мы не потянем детей (а уже с мая многие едут с детьми) туда, где возможны беспорядки. Следовательно, даже в случае успокоения к этому времени Северной Африки, турпоток туда сильно упадет.
Что, скорее всего, подорожает? Думается, наиболее дешевые направления: Болгария, Хорватия, возможно, Греция. Хотя в последнем случае на цены будет давить кризис. Несомненно, подорожают российские курорты и аренда дач – во-первых, потому что прошедшим летом они не успели отыграть кризисное снижение цен, во-вторых, инфляция, как ни крути, в-третьих, наши отельеры и арендодатели вообще любят поднимать цены по любому поводу и без него. Впрочем, и на этом рынке есть, чему сдерживать цены, хотя и выборочно. Представители "Гринпис" сейчас трезвонят во все колокола: торфяники, прежде всего в Егорьевском и Луховицком районах Подмосковья, продолжают гореть даже в нынешние морозы. То есть, опасность повторения летнего смога достаточно велика. Если он случится, то больше всего пострадают опять восточное и южное направления Московской и прилегающих к ней областей.
Но недоступность отдыха – это все же полбеды. Есть и более серьезные последствия волнений в странах Магриба. Для начала предлагаю открыть холодильник и вынуть из него апельсин. Посмотрите на наклейку – скорее всего, это будет черный ромбик с надписью "Maroc". Марокканские апельсины считаются самыми вкусными. Как вы думаете, от волнений в этом регионе их экспорт увеличится?
А теперь откройте карту и найдите на ней Египет. Какой стратегический участок контролирует правительство этой страны? Правильно - Суэцкий канал. По которому идет не менее 80% импорта в нашу страну. Это бытовая и IT-техника, одежда и обувь из Юго-Восточной Азии, сельскохозяйственная продукция стран Ближнего Востока и Южной Европы, товары американского континента и многое другое. Все это проходит через Суэцкий канал, чтобы разгрузиться в голландском Роттердаме или финском Турку, откуда автомобильными фурами и железнодорожными составами перевозится в Россию через Санкт-Петербургскую таможню. Причем, логистика международных перевозок такова, что двухмесячные (более чем вероятные) перебои на Суэце аукнутся не менее чем полугодом проблем с поставками. Как это повлияет на цены, уже и так пустившиеся в неуправляемый полет, говорить излишне.
Есть, правда, и позитивные последствия для российской экономики. В частности, есть шанс перенаправить наконец-то хотя бы часть международного грузопотока с океанического пути через Суэц на Транссиб. Речь, прежде всего, идет о Юго-Восточной Азии и Японии. Но даже если это удастся сделать, цены все равно вырастут, хотя бы потому, что новый путь, да еще через Россию, где постоянно попадаются то воры, то взяточники, потребует повышенной страховки грузов.
Еще одна возможная польза для России от проблем на Суэце – рост цен на нефть и, прежде всего, на газ. Дело в том, что сейчас с дорогим российским газом конкурирует сжиженный газ из Катара и Алжира, который перевозится через Суэц. Но и здесь польза, скорее, для нефтяных компаний, "Газпрома" и бюджета, а для простого обывателя это опять обернется дорогим бензином, да ростом цен на все остальное из-за увеличения транспортных издержек.
Насколько долго все это может продлиться? Если не случится ничего экстраординарного и к власти в этих странах не придут радикалы, есть надежда на быструю стабилизацию обстановки. Ведь волнения подстегнуло стремительное обнищание среднего класса в этих странах, который во многом был завязан на туристический бизнес – от сервиса до торговли: после кризиса турпоток упал, а приехавшие туристы были весьма скупы на курортные расходы. Между тем, доходы от туризма в Египте, например, составляют порядка 80% доходной части бюджета. Но на это и надежда: любая вменяемая власть в этих странах первое, что сделает, это даст гарантии безопасности туристам. Как в Таиланде.