МВД разработало регламент, регулирующий взаимоотношения госавтоинспектора с водителями и пешеходами. Регламент обязывает сотрудников милиции предъявлять служебное удостоверение автолюбителям, а проблему тотального взяточничества решили побороть с помощью включенного диктофона. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения инспектор ГИБДД будет обязан проводить только в присутствии двух понятых. Эксперты считают, что этот регламент — лишь имитация борьбы с коррупцией. МВД разработало регламент, регулирующий взаимоотношения госавтоинспектора с водителями и пешеходами. Регламент обязывает сотрудников милиции предъявлять служебное удостоверение автолюбителям, а проблему тотального взяточничества решили побороть с помощью включенного диктофона. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения инспектор ГИБДД будет обязан проводить только в присутствии двух понятых. Эксперты считают, что этот регламент — лишь имитация борьбы с коррупцией.
Моду на административный регламент ввело Минэкономразвития, и теперь все ведомства считают своей обязанностью запустить в оборот документ, регулирующий отношения чиновников с гражданами. Общение автолюбителей со стражами порядка на дорогах строится сейчас как придется. С введением же регламента (его принятие ожидается к лету) подразумевается, что сотрудники автоинспекции не смогут выходить за рамки единых правил. Документ содержит немало новаций. Например, есть требование о том, чтобы все подразделения ГИБДД обзавелись страничками в Интернете. Регламент также впервые обязывает сотрудников милиции предъявлять служебное удостоверение автолюбителям. Если в документы, переданные инспектору, затесались деньги, то регламент предписывает «немедленно вернуть документ обратно его владельцу и предложить забрать оттуда все ценности».
Также инспектору вменяется в обязанность «разруливание пробок» на дорогах, о чем они сейчас частенько забывают. «При выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению обеспечивается выполнение распорядительно-регулировочных действий». А если инспектор поймал нарушителя, то заниматься им обязан только после того, как ситуация на дороге будет урегулирована.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения согласно регламенту будет осуществляться инспектором в присутствии двух понятых, а технические средства, которые определяют уровень алкоголя, должны обеспечивать запись результатов на бумаге. Присутствует в регламенте и забота о детской психике. В документе говорится, что замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует по возможности «делать так, чтобы дети не слышали».
Но самое любопытное, в документе впервые прописаны правила применения видеокамер и диктофонов. Судя по всему, эта норма скопирована с западных аналогов. «Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, при необходимости заранее предупредив их об этом». Но если, например, в США видеокамеры установлены на все патрульные автомобили и ими записывается каждый шаг полицейского, то в России гаишник сам будет решать, когда ему включать записывающее устройство, а когда нет. В МВД и не скрывают, что задумка с использованием техсредств направлена на исключение провокаций со стороны водителей. Чтобы автолюбитель потом не сказал, какой плохой инспектор и как он себя негоже вел. А то, что «хозяин дорог» продолжит «брать на лапу», просто выключив диктофон, в министерстве мало кого волнует.
По словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, проблемы коррупции должны решаться не регламентом, то есть подзаконным актом, а федеральным законом. «А так это лишь имитация борьбы с коррупцией», — говорит он. К тому же сейчас, и об этом свидетельствует судебная статистика, стражей правопорядка крайне редко удается привлечь к ответственности.