Занимательные цифры обнародовал на этой неделе Росстат. Впервые со времен развала СССР он провел масштабное исследование уровня жизни и потребительского поведения россиян. Результаты оказались неожиданными. По версии исследователей, Россия стала страной со средними доходами, а структура потребления товаров и услуг приблизилась к европейской.Занимательные цифры обнародовал на этой неделе Росстат. Впервые со времен развала СССР он провел масштабное исследование уровня жизни и потребительского поведения россиян. Результаты оказались неожиданными. По версии исследователей, Россия стала страной со средними доходами, а структура потребления товаров и услуг приблизилась к европейской.
"Сокращается распространенность бедности в России, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Если смотреть в целом на население, то мы стали богаче, мы стали большими потребителями, чем были в 1990-х годах. Если сравнивать себя с другими странами, мы стали страной со средним доходом – это приличное завоевание", - сообщил глава Росстата Александр Суринов, презентуя итоговый доклад под названием "Россиянин в зеркале потребления".
На чем же основан такой оптимизм? По данным ведомства, в прошлом году доля россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась до 18,6 млн человек по сравнению с 18,8 млн человек годом ранее. За последние десять лет жители страны стали меньше тратить на питание и больше – на услуги, включая ЖКХ и мобильную связь. А доля продовольственных товаров в общих расходах является одним из ключевых показателей благосостояния населения. Кроме того, по сравнению с 1990 г. россияне стали покупать в три раза больше автомобилей и в десять раз больше компьютеров. "Наше бедное население на последние свои крохи покупает автомобили, их количество почти в три раза больше, чем в 90-е годы", – пошутил глава Росстата. Если в 2005 г. на 100 домохозяйств в России приходилось 33 легковых автомобиля, то в 2009-м их число выросло до 47. И, наконец, все больше денег россияне тратят на медицину и образование.
Конечно, кризис слегка подпортил радужную картину – траты на продукты снова выросли, причем весьма ощутимо. Если в 2008 г... на продовольствие приходилось 21,8%, то в 2009 г. – уже 33,7%. Закономерно, что основной статьей экономии стали непродовольственные товары: их доля снизилась с 41% до 37,8%. Но зато питаться россияне, по наблюдениям статистиков, стали лучше - почти так же, как в Европе. В рационе населения появилось больше овощей, фруктов, рыбы, мяса, меньше стало сахара, хлеба и картофеля. Эту радужную картину несколько портит склонность соотечественников к вредным привычкам. Потребление алкоголя за 20 лет снизилось почти в три раза (видимо, пить бросили те, кто купил автомобиль, ведь число машин увеличилось аналогичным образом). Но по этому показателю наша страна по-прежнему находится среди ведущих, хотя и не в самом начале списка. А с табачными изделиями и вовсе вышла в лидеры.
Однако аплодировать переменам эксперты не спешат. Вряд ли стоит лишний раз напоминать о том, что любая государственная статистика, как правило, дает "среднюю температуру по больнице". Тем более что и сами представители Росстата отмечают чудовищное расслоение населения, произошедшее за те же 20 лет. "Надо понимать, что часть населения, бесспорно, является аутсайдерами, а часть не просто лидерами, а лидерами на фоне архибогатых стран", - подчеркнул Александр Суринов, уточнив при этом, что данное исследование наиболее обеспеченных граждан не затронуло. Но даже между теми, кто зарабатывает, например, 50 - 100 тыс. руб. в месяц, и теми, кто довольствуется 10 - 15 тыс. руб., как говорится, разница есть.
Настораживают и выкладки относительно уровня бедности. Аналитики полагают: он искусственно занижается за счет того, что динамика пересмотра прожиточного минимума в полтора раза отстает от роста средних доходов. К тому же потребительскую корзину просто пересчитывают, не добавляя в нее современных продуктов. Это также несколько искажает действительность. Что же касается роста затрат на услуги, в том числе медицину и образование, причиной тому не увеличение потребления в количественном выражении, а повышение тарифов. Просто с каждым годом они обходятся все дороже и финансируются за счет отказа от других, менее значимых статей расходов – тех же непродовольственных товаров или развлечений (затраты людей на различные культурные мероприятия, по данным исследования, неуклонно снижаются).