Топливный кризис в России набирает обороты. Перебои с поставками бензина уже были отмечены в Москве. Власти обвиняют в сложившейся ситуации бизнес, а бизнес выдвигает претензии к правительству. Крайним, как всегда, окажется потребитель.
В среду руководитель крупнейшей частной российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов заявил, что бензин может подорожать на 5% – 7%. По его словам, это объясняется стечением обстоятельств: "совпало воедино – снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям".
Сегодняшняя цена на рынке РФ не отражает тех затрат, которые несут компании, – на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю, пояснил Алекперов. "Все тарифы естественных монополий сегодня индексированы, поэтому мы считаем, что цена может расти, но незначительно", – резюмировал он. По мнению главы "ЛУКОЙЛа", в России цены на бензин могут вырасти на 5% –7%, если правительство не снимет акциз, введенный с 1 января 2011 года.
Сейчас нефтяники ведут "диалог с правительством" по этому вопросу. "Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены, – подчеркнул Алекперов. – Но вопрос в том, где эта справедливая цена – сегодня наше топливо почти на 30% – 40% продается дешевле, чем у наших соседей: даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике". О разнице между себестоимостью сырой нефти и той ценой, по которой она продается ближайшим соседям, он скромно умолчал. Зато пообещал, что его компания не допустит перебоев с поставками топлива в летний сезон. "Сегодня мы делаем запасы, сохраняем топливо. Когда будет пик, особенно в отпускной период, мы должны обеспечить наших потребителей топливом", – заверил Аликперов.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин, в свою очередь, заявил, что внезапно возникший дефицит бензина связан не с увеличением акцизов, а с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение мировых цен на нефть. До этого года акцизы на бензин не поднимались в течение нескольких лет, однако цены все равно росли, причем в отдельные периоды более чем на 8 руб., напомнил глава Минфина. "Основные факторы изменения цен на бензин не связаны с акцизами, они подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения. Собственно, под них должны подстраиваться производители, умело и своевременно администрируя, реагировать на спрос", – отметил он.
Независимые аналитики в поисках причины возникновения топливного кризиса склонны согласиться с нефтяниками. Попытка повышения цен на бензин была предпринята еще в начале года – сразу после увеличения акцизов. Но в тот момент производителям топлива было сказано жесткое "ФАС"! А в дополнение была проведена разъяснительная беседа на высшем уровне, после чего тарифы бодро пошли на снижение.
Однако дальнейшее развитие событий на мировом рынке оказалось на руку нефтяным компаниям, получившим излюбленный аргумент в виде резко повысившихся цен на нефть. Мол, высокие цены делают невыгодным производство бензина на внутреннем рынке, предпочтительнее гнать на экспорт сырую нефть, и, если вы не разрешите нам повысить топливные тарифы, придется смириться с дефицитом. Этот нехитрый прием неоднократно применялся и в докризисные времена. Так что в свете обстоятельств возродившийся с новой силой интерес антимонопольного ведомства к деятельности нефтяных компаний нельзя назвать вовсе необоснованным. Но вот удастся ли властям и в этот раз приструнить нефтяников?
Скорее всего, потребителям все же придется смириться с "незначительным" повышением цен. Процесс уже начался: по данным Росстата, рост потребительских цен на автомобильный бензин продолжается четвертую неделю подряд, а в последние дни заметно ускорился. С 19 по 25 апреля в среднем по России топливные тарифы выросли на 0,8%.