Лето на носу, и вопрос о тополином пухе выходит в число наиболее актуальных. Известно, что новый московский мэр Сергей Собянин, в отличие от своего предшественника, не очень любит тополя – эти деревья подверглись вырубке в Тюмени в годы его губернаторства.
В Москве подобных радикальных мер пока не предвидится. "Мы не можем сейчас взять и в один момент повырубать все тополя, – сообщил на состоявшейся вчера пресс-конференции руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский. – В плане очистки воздуха лучше, чем тополь, дерева не существует, потому что тополь, в отличие от других деревьев, имеет огромную зеленую массу. Тем не менее в ближайшие десять лет будет происходить постепенная замена пуховых тополей на тополя, которые не пушат. Такие породы тополей уже выведены, и к 2020 г. вы уже не найдете в Москве тополиного пуха".
Всего на охрану окружающей среды мэром Собяниным в этом году было выделено в четыре раза больше денег, чем в предыдущем. Эти деньги пойдут в том числе и на реконструкцию газонов. От старых газонов с цветами решено избавляться – они, по словам Кульбачевского, не улучшали должным образом экологическую обстановку. Цветы уступят место "луговому разнотравью средней полосы" – по мнению экологов, оно замечательно борется с выхлопными газами. Кроме этого, разнотравье поможет москвичам пережить обещанную жару.
"Нужно сажать в столице как можно больше травы и развивать экопарковки, – считает Антон Кульбачевский. – В некоторых местах положили на траву решетку, а потом жалуются – экопарковка не получилась, трава вся посохла. Раз она посохла, значит вы ее неправильно посадили. Если мы всю Москву закатаем в асфальт, то еще тяжелее будем переживать погодные аномалии – земля поглощает влагу, затем испаряет ее, за счет этого воздух охлаждается".
Самое грязное в Москве – это воздух. Однако здесь все просто, даже денег городу вкладывать не надо – производители автомобилей постепенно переводят свою продукцию на более экологичное топливо. По расчетам экологов, всего пять лет понадобится Москве, чтобы полностью перейти на автомобили евро-4 и евро-5.
Второй по масштабу загрязняющий фактор – твердые бытовые отходы. В ближайшее время экспертами правительства Москвы будет рассчитана стоимость утилизации 1 т мусорных отходов и после этого будут заключены договоры с предприятиями на утилизацию. Подобных предприятий планируется построить десять. Уже есть инвесторы, готовые вкладывать деньги в этот бизнес. "Сейчас большая часть отходов просто захоранивается. Новая программа предусматривает переход от простого закапывания отходов к их утилизации", – рассказал Антон Кульбачевский.
Также департамент планирует в ближайшее время ввести новую услугу – москвичи смогут узнать экологическую обстановку в своем районе, отправив SMS.
Единственное, что печалит московских экологов, – то, что была ликвидирована экологическая полиция. Теперь за экологическим порядком в городе следят только инспекторы департамента. И хотя их целых 90 человек, поймать во время рейдов за руку каждого москвича, моющего машину на газоне, они не успевают.