«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит», – сказал Михаил Булгаков. В его жизни было все: болезни, войны, революции, успех и поражения. Он отчаянно ждал признания – а оно пришло после смерти. И, словно в награду за все беды, судьба подарила ему редкое счастье – любить и быть любимым…
В 1908 году юная гимназистка Тася Лаппа – приехала из Саратова в Киев погостить у родственников. «Миша Булгаков, сын моей подруги, студент медицинского факультета. Он покажет тебе город», – сказала тетка. «Что вы, это опасно. А вдруг она в меня влюбится, и мне, как честному человеку, придется жениться», – засмеялся студент. Совместный осмотр достопримечательностей быстро перерос в бурный роман. Родители недолго умилялись первой любовью юных созданий и забили тревогу. Но было поздно. Страсти кипели: в 1912 году Миша забросил учебу, обещал застрелиться… В 1913 году, вопреки желанию родных и здравому смыслу, влюбленные поженились. Накануне свадьбы мать новобрачного писала: «Если бы я могла надеяться на хороший результат этого брака: а то я, к сожалению, никаких данных с обеих сторон не вижу, и это меня приводит в ужас». Деньги, присланные из Саратова к свадьбе, молодые потратили на аборт – они был слишком молоды и бедны.
Жили молодожены весьма безалаберно, как и полагается студенческой семье. Сидели за книжками, ходили в кафе и театры, встречались с друзьями. Если были деньги – сразу их тратили, если их не было – несли в ломбард часы или серьги. «Это были времена беспечальные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей родины жило беспечальное, юное поколение. Тогда-то в сердцах у этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы летом. А зимой нехолодный, нежесткий, крупный, ласковый снег». Но светлый, радостный мир Киев-Города был обречен…
Сергей Бондарчук - актер и режиссер, чье имя вошло в историю мирового кинематографа вместе с его фильмами: «Судьба человека» (1959), «Война и мир» (1966-1967), «Ватерлоо» (1971), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Борис Годунов» (1986). Начал учебу в театральной студии Ростова-на-Дону закончил уже после войны, во ВГИКе, курс С.А Герасимова.
Его как актера заметили еще по роли подпольщика Валько в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948). Потом была роль Тараса Шевченко у режиссера Игоря Савченко. И звание заслуженного артиста РСФСР, и Сталинская премия, и слишком быстро - звание народного артиста. Ему было чуть больше 30-ти.
Потом был целый фейерверк звездных ролей. Лучшей ролью этого периода его актерства стал доктор Дымов из чеховской «Попрыгуньи» (1955) молодого режиссера Самсона Самсонова. Актер меж тем стал опасаться самоповтора, эксплуатации его лишь по внешним данным. В экранизации «Отелло» Сергея Юткевича (1955) Бондарчук превратился в ревнивого мавра. О нем заговорили как о трагике. Лоуренсу Оливье, лучшему исполнителю в Англии шекспировского репертуара, «Отелло» понравился, но он заметил, что если Гамлета надо играть после 40 лет, то Отелло – только после 60.
Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения, умер 27 января 2009 года в хосписе недалеко от своего дома в Беверли Фармс, штат Массачуссетс. Ему было 76 лет. Отсюда, из России, кажется, что Апдайк был куда старше: ведь "Кентавра" блистательный Виктор Хинкис перевел еще в 1965 году. Нам нелегко поверить, что автору тогда было каких-то 33 года.
В англоязычных странах Апдайк, напротив, ощущался как зрелый, но совсем еще не старый, энергичный и постоянный участник литературного процесса. Ведь он не только издавал много беллетристики и публицистики, но и рецензировал тысячи книг. Для одного только журнала New Yorker он написал более миллиона слов в критические колонки.
Апдайк родился в семье школьного учителя и вырос в сельской Пенсильвании. Детские воспоминания и опыт переработаны в его упоминавшийся выше ранний роман "Кентавр" (в США он вышел в 1963 году). Он жил далеко от школы и, единственный ребенок в доме, был практически лишен возможности общаться с другими детьми вне класса. От матери он унаследовал псориаз, незаразное, но неприятное кожное заболевание, которое наложило на жизнь будущего писателя отпечаток: уже взрослым он связывал свои творческие импульсы со "сверхпроизводительностью" собственной кожи.
«Ночной дозор» называют одной из величайших картин периода голландского барокко. А для Рембрандта ее написание стало переломным моментом в жизни.
После «Ночного дозора» востребованный и уважаемый художник практически перестал получать дорогие заказы и закончил свои дни в ужасной бедности.
В 1642 году в Амстердам должна была прибыть королева Франции Мария Медичи. В честь этого события мушкетеры Стрелкового общества заказали групповые портреты ведущим художникам. Один из заказов достался Рембрандту. Каждый из 16 стрелков заплатил по 100 гульденов (немалые деньги по тем меркам) художнику.
30 августа в возрасте 83 лет скончался знаменитый цирковой артист, актер кино, каскадер и "отец" конного театра Мухтарбек Кантемиров. Зрители запомнили Мухтарбека Кантемирова в роли циркача Рустама в кинокомедии "Не бойся, я с тобой" (реж. Юлий Гусман).
Мухтарбек Кантемиров (18.02.1934 г.р.) снялся в кинокартинах "Заложник", "В двух шагах от Рая", "Марш-бросок", "Парк советского периода". Также основал конный театра Москвы "Каскадер", был его художественным руководителем. Актера называли единственным среди коллег, который умело обращался с ножами, шашками, кнутом.
Простая осетинская семья Мухтарбека Кантемирова — профессиональные наездники в цирке. Отцом артисту приходился Али-Бек Кантемиров, родоначальник династии наездников, по инициативе которого создан первый российский цирк "Джигиты Осетии". Когда отец умер, Мухтарбек Кантемиров создал "Каскадера". В Питере в 1990 г. его театром была представлена программа "Россия в седле", в 1991 г. — "Прощай и здравствуй, Русь!" в Лужниках на Малой спортивной арене.