Джон Апдайк. Миллионы слов о жизни

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения
Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения, умер 27 января 2009 года в хосписе недалеко от своего дома в Беверли Фармс, штат Массачуссетс. Ему было 76 лет. Отсюда, из России, кажется, что Апдайк был куда старше: ведь "Кентавра" блистательный Виктор Хинкис перевел еще в 1965 году. Нам нелегко поверить, что автору тогда было каких-то 33 года.

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

В англоязычных странах Апдайк, напротив, ощущался как зрелый, но совсем еще не старый, энергичный и постоянный участник литературного процесса. Ведь он не только издавал много беллетристики и публицистики, но и рецензировал тысячи книг. Для одного только журнала New Yorker он написал более миллиона слов в критические колонки.

Апдайк родился в семье школьного учителя и вырос в сельской Пенсильвании. Детские воспоминания и опыт переработаны в его упоминавшийся выше ранний роман "Кентавр" (в США он вышел в 1963 году). Он жил далеко от школы и, единственный ребенок в доме, был практически лишен возможности общаться с другими детьми вне класса. От матери он унаследовал псориаз, незаразное, но неприятное кожное заболевание, которое наложило на жизнь будущего писателя отпечаток: уже взрослым он связывал свои творческие импульсы со "сверхпроизводительностью" собственной кожи.

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

В школе Апдайк учился блестяще, что дало ему возможность получить стипендию и поступить в Гарвард. В университете он занимался столь же успешно, причем пробовал силы одновременно в литературе и в изобразительном искусстве. Окончив Гарвард с отличием, он выиграл еще одну стипендию и отправился вместе с женой в Оксфорд, где ему предстояло продолжить образование художника.

Однако после рождения дочери будущий писатель и его жена вернулись в Нью-Йорк. Очень скоро он стал внештатным автором влиятельного еженедельника New Yorker, где вел колонку "Talk of the Town" ("Притча во языцех"). Когда у Апдайков родился второй ребенок, они переехали из Нью-Йорка в Массачусетс, штат, который писатель до конца жизни покидал только ради деловых поездок.

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

С 1959 года Апдайк практически ежегодно публиковал либо роман, либо сборник рассказов, либо книгу стихов (кажется, только в драматургии он не был особенно плодовит). В 1960-м у него вышел "Кролик, беги", первый роман из тетралогии о Гарри "Кролике" Энгстреме, обыкновеннейшем из обыкновенных белых американцев, чьи победы и триумфы закончились в старших классах школы, а впереди осталась заурядная, предсказуемая жизнь в пригороде. "Кролик, беги", в котором Апдайк много писал об адюльтере, по тем временам оказался скандальной книгой. О Кролике Апдайк написал еще три романа и повесть, выходившие один за другим примерно раз в десять лет. Книги "Кролик разбогател" (1981) и "Кролик" на покое (1990) принесли писателю две Пулитцеровские премии.

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

Апдайк вскользь проговаривал, что Кроликом мог бы стать он сам, если бы его так не увлекало писательское ремесло. Как будто в противовес Энгстерму он придумал персонажа по имени Генри Бек, "известного, а кое-кем даже и читаемого американского писателя" (этот замечательный "дайджест" принадлежит Алексею Звереву) и написал о нем трилогию. Бек - это другой вариант судьбы Апдайка, которой он себе не желал (ну разве что за исключением Нобелевской премии), но которую наблюдал в близком литературном круге.

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

Апдайк написал без малого 30 романов, из которых, кажется, только один создан на злобу дня - недавний "Террорист" (2006). В 1996-м он попробовал силы в жанре большой семейной исторической саги: роман называется "In the Beauty of the Lilies" (по строчке из старого гимна "Glory Glory Hallelujah"; буквально по-русски он мог бы называться "В красоте лилий"), и, возможно, это - одна из его самых недооцененных книг. У него были политическая фантасмагория "Переворот" (1978), опыт приближения к магическому реализму "Бразилия" (1994), шекспировская фантазия "Гертруда и Клавдий" (2000).

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

Но больше всего он, "певец среднего класса", писал об обыкновенных людях. Иногда он помещал своих персонажей в странные обстоятельства - вроде тех, которые выпадают героиням "Иствикских ведьм" (1984), но экзотические происшествия только оттеняли обыденность. Впрочем, в этой обыденности есть свои бездны - страдания, болезни, старость и смерть. Незадолго до смерти у Апдайка вышел неровный, грустный роман "Иствикские вдовы" (2008) - о его некогда очаровательных, а теперь одряхлевших и одиноких "ведьмах".

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

Апдайк писал без устали. Однажды он сказал, что ему "чудо превращения намеков в идеи, идей в слова, слов в свинец и чернила никогда не приедается". В 2009 году у него должны были выйти еще одна или две книги, то есть даже болезнь не отвлекала его от работы.

Джон Апдайк, один из самых значительных американских писателей послевоенного поколения

Смерть автоматически перенесла Апдайка в пантеон классиков. Филип Рот уже приравнял автора "Кролика" по значимости к Натаниелю Готорну, одной из центральных фигур американской литературы XIX века. Уточнять положение Апдайка в сонме великих отныне будут поколения критиков и литературоведов: в их распоряжении оказалось обширное наследие.

Юлия Штутина


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: