Алексея Николаевича Апухтина (1840-1893) знали и любили в обеих столицах. Добродушный, чувствительный толстяк-жизнелюб, дамский угодник, добряк и вечный кредитор светских попрошаек, меломан и отзывчивый альбомный поэт – он всюду был кстати. Кроме императорского двора, где бывать не любил, хотя исповедовал вполне монархические взгляды и даже сотрудничал в газете "Гражданин" князя Мещерского, имевшей очень консервативную репутацию. Но публиковал он в "Гражданине" только стихи и очерки юридической тематики.
Апухтин был человеком тяжелой комплекции и легких взглядов. В знаменитом выборе, что делать – жить самому или бороться за лучшую жизнь для всех, он безоговорочно предпочитал первое. Тем более что жил собственными трудами (не обладая знатным происхождением и наследственным богатством), имел уважаемую гражданскую профессию юриста и не понаслышке знал, как ворочается российская правовая система, ибо служил по следственной части и в прокурорских присутственных местах сиживал не посетителем.
Прозу и стихи Апухтин сочинял просто потому, что ему нравилось это занятие.
Борислава Брондукова при всем желании не назовешь крупным актером. Даже сейчас, в первые дни после его ухода. Его многочисленные персонажи хоть и невзрачные, зато почти как родные. Говорят, 115 ролей в кино сыграл — очень много.
Конечно, Брондуков даже отдаленно не был Аленом Делоном. Вот отец его, сражавшийся в чапаевской дивизии, был мужчина хоть куда — высокий, косая сажень в плечах, да еще и на гитаре играл. Борислав тоже играл, только на сцене и на съемочной площадке. Киевский горный техникум, завод «Арсенал» — это так, разминка, впереди его ждали роли у крупнейших украинских режиссеров — Сергея Параджанова и Леонида Осыки. И если параджановский «Цветок на камне» по ряду причин прошел незаметно, то «Каменный крест» Осыки сделал Брондукова заметным артистом.
Теперь, после его смерти, в России о Брондукове уверенно говорят: «Наш артист!» Хотя среди его предков были и поляки, и татары, и русские. А от Украины его уж никак не оторвать: он жил в Киеве, а в последние годы в Быковне — небольшой деревне под Киевом. Даже когда играл одну из самых любимых своих ролей — инспектора Лестрейда, истинного англичанина, Скотланд-Ярд был ни при чем. Это был совершенно украинский Лестрейд с Крещатика или Бессарабки.
В 1839 году 27-летний Чарльз Диккенс, только выпустивший свой первый роман «Записки Пиквикского клуба», был уже настолько популярен, что портрет писателя, принадлежащий кисти его друга, ирландца Дэниэла Маклиса, выставили в Королевской академии художеств в Лондоне. В последующие 30 лет Диккенс написал 13 крупных романов, а его слава распространилась по всему миру. О том, как это произошло, рассказала знаменитая британская писательница, биограф Чарльза Диккенса Клэр Томалин в лекции, организованной Британским советом совместно с Государственной Третьяковской галереей. «Лента.ру» публикует выдержки из ее выступления.
Чарльз Диккенс родился в начале XIX века в 1812 году во времена правления короля Георга III, на исходе долгой войны Великобритании с Францией. В то время Англия вкладывала все свои ресурсы в борьбу с французами, и основной ее военной силой был флот — самый главный работодатель в стране. Отец и прадед Диккенса по материнской линии работали на флоте чиновниками — занимались выдачей жалованья. Оба трудились в городе Портсмуте, там же и родился писатель.
Его отцу, Джону Диккенсу, сыну слуги, сильно повезло, что он получил такую хорошую должность. Прадед писателя по материнской линии имел хорошее образование, положение и уважение в обществе, но имени его Диккенс не знал, оно никогда не упоминалось в семье, потому что незадолго до рождения отца Джона этого человека признали виновным в систематических хищениях денег флота, и он был вынужден бежать из страны, чтобы избежать тюрьмы. Прадед писателя стал семейной тайной, о которой не принято говорить, — той самой, которую Чарльз Диккенс часто эксплуатировал в своих произведениях.
Лишь эпизодически встречавшийся с Грибоедовым А.С. Пушкин как-то сказал о нем: «Это один из самых умных людей в России...» И еще одна фраза Пушкина о Грибоедове привлекает внимание: "Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств".
Не вдаваясь в разбор всех "могучих обстоятельств", упомянем лишь об одном из них: о происхождении поэта и годе его рождения.
Принято было считать, что Грибоедов родился в 1794 или в 1795 году. Но последними изысканиями исследователей было с большой долей вероятности установлено, что поэт родился в 1790 году в Москве. Тайна рождения тщательно оберегалась потому, что рожден он был вне брака. Кто был его отцом - так и осталось тайной вечной. Кстати, сам Грибоедов, после одного из потрясений, в которое он угодил, принципиально стал писать в формулярах свою истинную дату рождения - 1790 год. В следственном деле по декабристам Грибоедов опять-таки указал 1790-й. И что особенно важно, этот подлинный год рождения устраняет ранее бытовавшие хронологические нелепости, согласно которым, например, поэт был определен в университет в возрасте одиннадцати лет!
Леонид Филатов умер на 57-м году жизни.... Услышав об этом из новостей, заплакало полстраны, остальные просто сдерживались, чтобы не лить слезы. Слезы вместо них в день похорон лило небо. Нескончаемая очередь в Дом кино сбила все регламенты ритуала.
Много слов тогда было сказано друзьями и близкими. Молчали только родные. А что тут скажешь. Болел человек, очень долго, очень тяжело. Врачи два года не могли поставить правильный диагноз. И лишь случай и вмешательство Леонида Ярмольника позволили положить актера в клинику, где распознали тяжелый недуг. В 1996 году Леонид Филатов перенес тяжелую операцию по удалению обеих почек и пересадку донорского органа. Почти два года жил на гемодиализе – процедуре полного переливания крови. Это продлило ему жизнь на несколько лет. А умер народный артист от двусторонней пневмонии.
Последние годы Филатова были сродни каждодневному подвигу. Несмотря на свое тяжелое состояние, он много писал («Лизистрата», «Любовь к трем апельсинам» и др.), иногда выступал с творческими вечерами, которые только для него организовывали друзья Михаил Задорнов и Владимир Качан. А еще он работал на телевидении, где делал программу об ушедших и забытых актерах «Чтобы помнили».