Мысль о пагубном влиянии интернета не настолько волнует среднестатистического зрителя, чтобы снимать фантастические триллеры без инопланетян, роботов или взрывов. Фильм «Превосходство», несмотря на всю свою злободневность, выглядит немного запоздавшим.
В недалеком будущем люди бродят по брошенным домам и опустошенным улицам. В мире царит печальная разруха. «Говорят, что в Чикаго осталось электричество. Интернет должен был раздвинуть границы мира. Но получилось так, что он уменьшил мир», — звучит голос за кадром.
Пятью годами ранее исследователь искусственного интеллекта Уилл Кастер (Джонни Депп), в очках и с взъерошенной прической, на съезде компьютерщиков произносит речь, как технологии могут улучшить мир и спасать жизни. На него покушается луддит с вытатуированным на запястье «Отсоединить!» — пуля с полонием проходит навылет, но оставляет мало шансов на выживание. Родные и близкие решают загрузить мозг Кастера в компьютер. Его разум свободно блуждает по Сети и начинает стремительно наращивать богатство, силу и влияние. Как долго будут медлить благоверная Уилла, его друзья, коллеги и следователи из ФБР, прежде чем выключить из розетки кабель?
Действительно, маниакальный сверхмозг, следящий за всеми и контролирующий все, навевает на невеселые думы. Но фильм «Превосходство» словно запоздал на вечеринку техно-триллеров из 1990-х на ту же тему — «Экзистенция» Дэвида Кроненберга, «Хакеры» с Анджелиной Джоли и «Матрицы», где на мониторах множились зловещие единицы с нулями. И громко провалился в американском прокате.
«Превосходство» — это отнюдь не летний блокбастер, а оробелый и мутный сай-фай вроде «Примеси» Шейна Каррута для людей с технологическим складом ума вроде сисадминов или программистов. Это режиссерский дебют Уолли Пфистера, постоянного оператора фильма Кристофера Нолана, чем можно объяснить обилие известных лиц в кадре — Морган Фримен, Киллиан Мерфи и другие отблагодарили оператора «Бэтменов».
Операторы видят кино по-своему. И Пфистер снимает трансцендентально — проходы по белым коридорам и сверкающим системным блокам немного затянуты, а вброс актуальных понятий вроде «полония» или «нанотехнологий» на фоне российских реалий звучат невольно комично (хотя место действия — университетский Беркли, штат Калифорния, а не Сколково).
Фильм смотрится последовательностью красивых, но не слишком захватывающих сцен. А потуги на злободневность и оригинальность снимаются, когда, глядя на пиксельное лицо Деппа, утыканное присосками, понимаешь, что это всего лишь сказ о докторе Франкенштейне — но на новый лад.
Кино с 10 июля: «Превосходство» (Transcendence)
Режиссер: Уолли Пфистер. В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Киллиан Мерфи, Морган Фриман. США, 2014