В прошлое воскресенье завершилась девятая Неделя российского кино в Нью-Йорке, с аншлагом прошедшая на киноплощадках Манхэттена и Бруклина с 13 по 22 ноября. За десять фестивальных дней на суд зрителей было представлено двенадцать кинокартин и один документальный фильм.Представлять свои картины приехали режиссеры: Сергей Соловьев, Павел Лунгин, Александр Прошкин, Екатерина Шагалова, Николай Хомерики, продюсер Михаил Литвак, актриса Алиса Хазанова. Две крупные премьеры «Анна Каренина» Сергея Соловьева и «Царь» Павла Лунгина вызвали небывалый ажиотаж у нью-йоркской публики.
По мнению членов российской делегации, отличительной особенностью Недели стала ее концепция. «Мы решили с самого начала не придерживаться стандартного формата кинонедель прошлых лет. На мой взгляд, все, что делалось раньше (притом что и состав делегаций был солидный, и фильмы привозились в принципе неплохие), не имело никакого практического смысла для ее участников, зато организаторы решали свои коммерческие задачи, - сказал Гиви Топчишвили, президент CEO Global Advertising Strategies. - За всем этим терялась главная миссия кинонедели - создать условия для профессионального диалога российских и американских кинематографистов. Взявшись за этот проект, мы поставили своей целью привлечь к Неделе «правильную» аудиторию, дать возможность российским режиссерам общаться с американскими коллегами, прокатчиками, критиками. Это наш первый опыт. Что-то удалось, что-то можно было сделать по-другому, но уже сейчас очевидно, что путь мы выбрали правильный».
В рамках показов прошла серия тематических дискуссий и круглых столов, которые вызвали неподдельный интерес у профессорской и киноэлиты Нью-Йорка. 16 ноября, в театре Школы визуальных искусств после просмотра фильма «Царь» состоялся круглый стол на тему "Продвижение российского кино в США: перспективы творческого обмена и сотрудничества". Мероприятие провели профессор Питтсбургского университета Владимир Падунов, известный специалист в области культуры и истории России, истории советского и российского кинематографа, и программный директор кинонедели Олег Сулькин. В работе круглого стола наряду с Павлом Лунгиным и Сергеем Соловьевым участвовали американские режиссеры Слава Цукерман, Джулия Локтев, Дмитрий Траковский, дистрибютор прокатных компаний Уэнди Лайделл, президент Kino International Дональд Крим, актер Питер фон Берг, профессор колледжа Статен-Айленда Эдвард Миллер, кинокритик Дэвид д'Арси.
Круглый стол, который прошел 18 ноября в Колумбийском университете, собрал более академическую публику. В течение дня студентам и преподавателям были показаны фильмы молодых российских режиссеров "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева, "Сказка про темноту" Николая Хомерики и "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай-Германики. После просмотров состоялся круглый стол на тему: "Новые варвары" в русском кино - новое поколение российских режиссеров. Провела его Катерина Непомнящая, заведующая кафедрой славистики Колумбийского университета, специалист в области культуры литературы, телевидения и кинематографа. С американской стороны выступали: профессор Питтсбургского университета, специалист в области современного российского искусства, позднего советского и постсоветского кинематографа, профессор русского языка Нэнси Конди, председатель и заведующий кафедрой иностранных языков и литературоведения, специалист в области русской культуры, литературы, истории и кинематографа Энтони Анемон, профессор Йельского университета, специалист в области российской культуры XX века, литературы, кинематографа, театра и лингвистики Катерина Кларк. Позицию «новых варваров» достойно представлял Николай Хомерики.
«Подводя итоги девятой, а для нас первой Недели российского кино, надо признать, что мы не рассчитывали получить такое пристальное внимание зрителей и ажиотаж вокруг фильмов и дискуссий. - сказала Анна Треер-Симакова, исполнительный директор кинонедели. - Видимо, сочетание правильной подборки фильмов, интересного состава участников, готовых поделиться профессиональным опытом, плюс сильная рекламная поддержка определяют формулу, раскрывающую зрительский потенциал. Главное - подготовлен фундамент для продолжения диалога».