Завершившийся в Казани V Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар» в очередной раз доказал, как трудно составлять программу тематического кинофорума. Нелегкая задача стояла перед отборщиками – постараться остаться в рамках заданной темы и в то же время не превратить кинопоказ в монотонную череду однообразного кино и показать полноту отражения заявленной проблемы в мировом кинематографе. Девиз фестиваля звучит обнадеживающе: «К диалогу культур через культуру диалога». Но, к сожалению, полностью миролюбивого диалога, выдержанного исключительно в рамках искусства, не получилось. В киносоревнование все-таки просочилась политика.Самые большие споры вызвала конкурсная полнометражная художественная картина «Для моего отца» (Израиль–Германия, режиссер Дрор Захави). Некоторых представителей мусульманских стран возмутил сам факт попадания в конкурс израильского фильма. После просмотра ленты прямо в кинозале разгорелась бурная дискуссия, спровоцировал которую режиссер из Ливана. Все претензии к коллеге из Израиля он перечислял по пунктам в течение 20 минут. Но в его монологе ни разу не были затронуты художественные аспекты, одна сплошная политика. Споры не утихали и в последующие дни. И, как ни жаль, в данной ситуации искусство оказалось бессильно.
Между тем фильм «Для моего отца» – произведение весьма достойное, да внимания заслуживает уже и сам факт, что израильский режиссер главным героем своей картины сделал парня из Палестины, который ценой своей жизни предотвращает гибель мирных израильских жителей. И именно в этом фильме посредством знакомства и общения героя с простыми людьми из Тель-Авива и происходит тот самый «диалог культур», протягивается тонюсенькая ниточка взаимопонимания. Стоит ли говорить, что эта лента осталась без фестивальных призов, хотя, хочется надеяться, не была обойдена вниманием чутких зрителей.
А зрителей на фестивале было действительно много. «Золотой минбар» вызывает большой интерес у жителей Казани, залы заполняются, в связи с этим было даже решено немного поменять уже сложившуюся практику кинопоказов. В этом году вход на фестивальные картины был не бесплатным, билеты продавались по сто рублей. Самый большой ажиотаж вызвали демонстрации национальных татарских картин. Татарская кинематография переживает сейчас не самые лучшие времена. Тем не менее в этом году в рамках фестиваля было представлено два художественных фильма, сделанных в республике. На этих сеансах в зале буквально яблоку негде было упасть, и устроителям даже пришлось сделать дополнительные показы. Кстати, этот интерес через определенное количество лет наверняка будет удовлетворен сполна: в Казани вскоре откроется филиал ВГИКа.
Статус международного кинофестиваль в Казани ежегодно подтверждает присутствием мировых кинозвезд. Здесь уже побывали Катрин Денев, Марк Дакаскос, Изабель Аджани, а в этом году все пять фестивальных дней на «Золотом минбаре» присутствовали гости из Голливуда – актеры Арманд Ассанте («Наполеон и Жозефина», «Одиссей», «Судья Дредд») и Кэри Хироюки Тагава («Разборки в маленьком Токио», «Мемуары гейши», «Электра»). Голливудские гости чувствовали себя в Казани, как дома, гуляли по городу, фотографировали, ходили на показы. А господин Ассанте даже отпраздновал в городе свой 60-й день рождения. Из российских знаменитостей на фестивале побывали Никита Михалков, Татьяна Догилева, Нина Русланова, Алла Сурикова, Валерий Николаев, Эммануил Виторган, Андрей Носков, Лев Дуров, Валентин Гафт.
Главный приз «Золотого минбара» жюри под председательством режиссера Али Хамраева присудило российской картине Веры Глаголевой «Одна война». Фильм, повествующий о нелегкой судьбе женщин, волею судеб родивших во время Великой Отечественной войны детей от фашистских оккупантов, соответствует основной идее фестиваля о толерантности, взаимопонимании и прощении.