На самом известном и авторитетном американском сайте о кино www.imdb.com есть любопытная "фишка": раздел "Людям, которым нравится это кино, нравится еще и это". В общем, безделушка, но помогает, коли вы уже получили кайф от фильма, найти еще что-то подобное, чтобы продлить удовольствие и получше изучить жанр.
Однако эта "фишка" время от времени дает сбой. Так случилось и на этот раз. Фильм "Неприкасаемые" (а именно так, а не "1+1", как назвали его наши прокатчики, он называется в оригинале) отчего-то стал ассоциироваться на сайте с "Душевной кухней" Фатиха Акина и "Полночью в Париже" Вуди Аллена, что есть не что иное, как несусветная глупость.
Здесь нет ничего общего, если не считать общим способность фильма вызвать улыбку. Так что, если уж и сравнивать, то не с фильмами Аллена и Акина, а с "Морем внутри" Алехандро Аменабара или "Скафандром и бабочкой" Джулиана Шнабеля. И еще, конечно, с "Чистым листом" Жака Беккера.
Но обо всем по порядку (и начинать тут, конечно, нужно с инвалидов).
Судьба обездвиженных людей в кино, в общем-то, черна и печальна, как шляпа сельского раввина под осенним дождем. Парализованный герой Хавьера Бардема в фильме "Море внутри", несмотря на уговоры всех, включая влюбленную в него барышню, только и делает, что мечтает о смерти, и, не добившись разрешения на эвтаназию, выпивает яд. Причем на наших глазах. Сыгранный Матье Амальриком в "Скафандре и бабочке" Жан-Доминик Боби - редактор журнала Elle France, в 1995 году в возрасте 43 лет перенесший инсульт, в результате которого он был полностью парализован, почти все время проводит то в постели, то в кресле, ест через трубочку, при помощи сиделки и, умея в определенный момент моргать, пишет книгу и, едва дождавшись ее выхода, умирает. Занавес.
Тенденция, одним словом, налицо. Кино про инвалидов, особенно основанное на реальной истории, выходит обязательно трогательным, поучительным, но неизменно меланхоличным и безысходным: такое впечатление, что режиссера монтажа в таких проектах непременно подменяет дистрофичная дамочка с косой, своим рабочим инструментом отрезающая пленку в финале...
В основу "Неприкасаемых" была положена реальная история французского бизнесмена и аристократа Филиппа Поццо ди Борго, которого парализовало после несчастного случая (неудачный полет на параплане) 27 июля 1993 года.
Чего стоило ждать? Безусловно, его попытки найти себя в новых обстоятельствах, разочарование, грустную музыку и пышные похороны под титры. Но Поццо, слава богам, оказался не таким парнем, чтобы идти по проторенной дорожке.
После случившейся с ним трагедии ему повезло трижды. Во-первых, у него была тьма денег, что давало возможность держаться на плаву и позволять себе любые прихоти. Во-вторых, у него было множество хобби (скупать произведения современного искусства, слушать оперу, крутить эпистолярный роман и просить женщин ласкать его уши - его единственную сохранившуюся эрогенную зону), скрашивавших существование. Но главной удачей Филиппа стала встреча с совершенно отмороженным жителем парижского предместья Абделем, абсолютно непостижимым образом ставшим его лучшим другом.
Сам Филипп Поццо ди Борго рассказал свою историю в вышедшей в 2001 году книге "Второй шанс", которая и послужила основой для сценария картины. Он же настоял на том, чтобы режиссерский дуэт Оливье Накаша и Эрика Толедано сделал фильм комедией, а не драмой, потому что в жизни ирония куда важнее сострадания и жалости.
Другими словами, Поццо оказался не нюней, не рохлей, а настоящим крепким орешком, даже в инвалидном кресле не намеренным сдаваться просто так, чем невероятно помог Накашу и Толедано сделать фильм, способный вселить надежду в любого пессимиста и заставить зрителя если и всплакнуть, то от радости.
Тут ведь вот какое дело: ставший, по воле сценариста, в кино чернокожим атлетичным Дриссом пузатый араб Абдель, не особо заморачиваясь, будит в несчастном активность, совершенно не деликатно подначивает - в то время как все прочие общаются с инвалидом, почти как с покойником. А инвалиду именно этой доли непочтительности и не хватало, чтоб воспарить из угасания, вновь поверить в себя, да еще и заново наладить личную жизнь. Не остается в накладе и сам Дрисс, мало-помалу приучающийся жить в роскоши и шевелить мозгами...
Те, кто видел "Чистый лист", где Жерар Депардье, играющий придурковатого аутичного увальня, пытается стать надеждой и опорой сухонькой стремительно слепнущей старушке, приучающей его читать Альбера Камю и верить в любовь, наверняка увидят тут очевидные параллели... Но бояться не стоит, в отличие от "Листа", "Неприкасаемые" - действительно хороший фильм.