Страсть кинокритиков и журналистов разбрасываться восторженными эпитетами сыграла злую шутку. Любая похвала давно уже выглядит штампом, а словечки типа "великий" вызывают в лучшем случая снисходительную улыбку. Великий, ну да… Знаем-знаем.
Между тем "Прометей", кажется, действительно велик.
Причем по-настоящему, а не так, как большинство картин. То есть велик не актерами, не спецэффектами и даже не оригинальными сюжетными поворотами, а намного большим - идеей.
Такого ведь по большому счету не было еще ни разу ни у одного режиссера. Да и сам кудесник Ридли Скотт сделал это впервые: снял кино, пытающееся дать ответ на самые, наверное, главные вопросы: кто мы, почему мы такие, откуда мы взялись, что есть Бог и... стоит ли все это выяснять или же куда лучше оставаться в счастливом неведении?
Это, как ни крути, не просто сценарий и не просто история. Это - мифология, серьезная попытка выйти за границы установленного Дарвином и священными Книгами (нужное подчеркнуть), созданная для того, чтобы рассказать нам о нас же.
И что же мы можем узнать?
Все, в общем-то, замышлялось не так масштабно. Сняв в 1979 году своего легендарного "Чужого", ставшего основоположником франшизы, классикой научной фантастики, родоначальником нового женского образа - отважной брутальной бой-бабы с автоматом, побив все возможные рейтинги и собрав все возможные деньги, Ридли Скотт словно бы что-то утаил. Словно бы сознательно не сказал о самом главном: кто они - эти невероятно жестокие пришельцы с кислотой вместо крови, отчего так невзлюбили род человеческий и за каким чертом захватили космический корабль, на спасение которого и спешат герои картины.
За "Чужим" последовали продолжения - "Чужие", "Чужой-3", "Чужой-4. Воскрешение", "Чужие против Хищника" и много чего еще, но... сиквелы (пусть даже один из них и снял Джеймс Кэмерон) помочь делу явно не могли. Требовалась предыстория. И она появилась.
Легенда о создании "Прометея" звучит примерно следующим образом. Однажды Ридли Скотт захотел снять приквел своего знаменитого творения. И придумал сценарий. И отобрал актеров. И вроде бы уже начал съемки. Но что-то не давало ему покоя, и это что-то со временем вылилось в понимание того, что получающаяся штуковина - вполне себе самостоятельное творение, которое глупо, преступно глупо загонять в рамки, что история разрастается, принимая такие масштабы, которые не способны вместить границы знаменитой франшизы.
Так, собственно, "Прометей", самым тесным образом связанный со всей "чужой" историей, и оказался вполне цельной единицей.
Но это все ерунда, сущая ерунда по сравнению с тем, что происходит на экране!
Ридли Скотту никто не мешал пройти проторенным путем. Ему никто не запретил бы вновь запустить в космос корабль с множеством более или менее симпатичных человечков, натравить на них всех этих уже хорошо знакомых нам лицехватов, ксеноморфов и похожих на зубастые пенисы злыдней, чтобы оставить в конце всего одного. Или одну. А после снять про нее (или про него) еще одно кино. И еще одно. И...
Однако Ридли Скотт копнул куда глубже. Он отправляет своих героев не за полезными ископаемыми, не просто в научную экспедицию, а - умри все живое (к слову, почти все живое и умрет), - на поиски Бога! Ну а как иначе, ведь, если следовать сюжету картины, в конце XXI столетия археологи Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй находят карту звездного неба, а на этой карте - координаты местечка, откуда давным-давно на Землю прибыли гуманоиды, один из которых пожертвовал своим телом, чтобы стать первым элементом ДНК.
Как тут не собрать экспедицию? Как, сев в корабль, названный в честь пожертвовавшего собой, но давшего людям свет греческого героя, не отправиться к далекой планете? Как не захотеть узнать то, что человечество мечтало узнать задолго до того, как научилось говорить?
И они отправляются: снова множество более или менее симпатичных человечков, практически каждый из которых обречен. Но не стоит вновь ждать зубастых чудищ. На этот раз человечки погибнут не из-за нелепой случайности и не из-за злобности оппонентов, а из-за излишне резвого приближения к той самой истине, знать которую не стоит никому.
"Сократ покончил с собой, по крайней мере так говорили. Христа убили. Ницше сошел с ума. Черт возьми! Если Он существует, то явно не хочет, чтобы об этом узнали" - эта цитата еще одного гения - Вуди Аллена - как нельзя лучше подходит на роль морали в "Прометее".
Он (неважно, в какой форме и под каким именем) не жаждет знакомства с нами. Может быть, стоит дать себе слово больше не лезть в Его дела? Стоит признать: это вывод, достойный великого кино!