28 сентября родилась легенда советского балета Ольга Васильевна Лепешинская.
Неповторимость – вот свойство мастерства Ольги Лепешинской. Она обладала виртуозным блеском, точностью техники классического танца, внутренне прочувствованной артистической игрой, выразительным темпераментом. Да, Лепешинская была, да и остается неповторимой. И это не смотря на то, что Ольга Васильевна много преподавала и в нашей стране, и за рубежом, но повторить ее никто так и не смог.
Фамилию Лепешинские в России знали еще до появления на сцене знаменитой балерины. Ее дядя, Пантелеймон Николаевич Лепешинский был талантливым художником, ее дед, Василий Лепешинский, был вольнодумцем и устроил в своем доме народную школу, отец – известным инженером, ведущим специалистом по строительству мостов.
Маленькая Оля тоже видела себя строителем мостов и в балетную школу не собиралась идти. Да ее туда и не приняли, когда мама будущей звезды привела дочку в Московский балетный техникум показать приемной комиссии. Но тут уже заупрямилась Оля, стала брать частные уроки и поступила!
Теперь с уверенностью можно сказать, что это было правильное решение. В противном случае миллионы ценителей балетного искусства, да и просто зрителей, не увидели бы чуда балета под названием Ольга Лепешинская.
Ее техника поражала! Лепешинская порхала над сценой, словно ласточка,взмывала вверх в высоком прыжке и бесстрашно прыгала в руки партнера «рыбкой», могла, играючи, крутить четыре пируэта без партнера и до 50 фуэте с одного раза. Движения балерины были отточены, совершенны и прекрасны. Для Ольги не было ничего недоступного в балетной лексике. Но самое главное – танец для Лепешинской был наслаждением. Именно поэтому зрители не могли оторвать глаз от этой балерины, а когда она уходила на минуту со сцены, с нетерпением ожидали нового ее выхода.
Такой Ольга Васильевна была и в жизни. Активная, энергичная, радостная, она зажигала всех вокруг радостью бытия и желанием действия. Во время Великой Отечественной войны Лепешинская сняла пуанты и отправилась в военкомат проситься на фронт. Но ей предложили сначала поработать медсестрой. Войдя в палату к солдатам, имевшим тяжелые ранения, Ольга не помнила, как вышла оттуда и уже в коридоре упала в обморок. Тогда в Большом театре создали 1-ю фронтовую бригаду артистов, куда Лепешинская тут же записалась.
Теперь ее подмостками стали кузова грузовиков, лесные дороги, палаты госпиталей. Известная балерина танцевала на земляном полу, на каменных перилах, на песке. А когда крутила свои знаменитые фуэте, то пуанты просто вверчивались в грунт.
Ольга Васильевна прожила долгую и удивительную жизнь, имела множество наград и почетных званий. Образы, созданные этой великолепной балериной на сцене Большого театра, навсегда останутся в копилке великих достояний нашей страны. Предлагаем вам вспомнить самые блистательные партии замечательной артистки, которые она исполнила в известных балетных постановках.
Первую большую популярность принесла Лепешинской партия Китри в постановке «Дон Кихот» 1940 года. Этот балет имел оглушительный успех. Аплодисменты, гремевшие во время завершающих фуэте Лепешинской, не смолкали несколько минут.
О ее танце говорили как «о сгустке танцевально-динамической энергии». В образ Китри знаменитая балерина вложила столько возрождающей энергетики и жизнерадостной молодости, что ее героиня стала любопытной, задорной и бойкой резвушкой, которая легко и свободно чувствует себя среди пестрой и шумной толпы народа.
А о технике и говорить нечего, она была уникальной для своего времени. На тридцать два такта музыки Ольга Васильевна исполняла 32 фуэте! И эта виртуозность абсолютно органично соединялась с той искрометностью характера, которую создавала на сцене блистательная балерина.
Однажды после этого спектакля к Лепешинской подошел инженер и предложил облегчить ее труд, вмонтировав в балетную туфельку шарикоподшипник. Тогда, уверял рационализатор, можно будет без всяких усилий крутить хоть сто тридцать два фуэте. Его поблагодарили, но сказали, что классическое исполнение должно обходиться тем, что дано от природы.
Еще одна известная постановка – балет «Алые паруса». Поставленный в тяжелые военные годы, спектакль дарил надежду на счастье, на светлую мирную жизнь. Эта постановка всегда собирала полные залы. Во многом этому способствовал и талант Лепешинской, с блеском исполнившей партию Ассоль.
Перед балериной стояла интересная творческая задача – с помощью танца передать мечтательность своей героини, ее непосредственность и страстное желание бороться за свое счастье. Великая Лепешинская полностью справилась с этой задачей, и этот образ стал одним из лучших в репертуаре знаменитой артистки.
В продолжение балетной романтики в 1945 году был поставлен спектакль «Золушка», где Ольга Васильевна также исполняет главную роль.
Нежная мечтательность, доброта и вполне земной характер – такой образ создала замечательная балерина в этой постановке. Ее Золушка – трогательное создание, дарившее надежду на возвращение любви, счастья, добра, осуществление надежд и мечтаний. Смело и радостно героиня Лепешинской идет навстречу счастью. Актриса наделила образ своей Золушки ребяческой резвостью, горячностью и порывистостью. Это был своеобразный подарок известной балерины народу-победителю.
Но это романтические образы, а как сыграть-станцевать комедию? Великой Лепешинской и это удалось. Мирандолина, главная героиня в одноименном спектакле, является хозяйкой гостиницы, у которой останавливаются различные постояльцы, с которыми владелица должна вести себя по-разному.
Вот она деловитая, а вот с влюбленным юношей. Здесь надо показать неприступность, почти святость, но дать понять, что есть симпатия. С капризным кавалером Рипафраттой другая история. Тут надо показать и готовность ублажить все его гастрономические капризы, и торжество победы над женоненавистником. Лепешинская показывала, рассказывала и завораживала зал своим танцем. Публика хохотала, аплодировала и чуть ли не пускалась в пляс, когда любимая балерина выходила танцевать тарантеллу.
Получился спектакль-праздник, так нужный в тягостное послевоенное время, на который публика в далеком 1949 году просто ломилась. А Немирович-Данченко после просмотра постановки сказал Лепешинской: «Бросайте балет, и я вас устрою в драматический театр».
Есть в золотой копилке образов замечательной балерины и героические. Один из них, героиня балета «Красный мак» Тао Хоа стала таковой для Лепешинской не только по роли, но и по-настоящему.
Свой персонаж в этой постановке легендарная балерина наделила внутренней взволнованностью, правдой чувств, яростным стремлением защитить всех вокруг и готовностью с радостью пожертвовать своей жизнью во имя светлого будущего. Лепешинская с такой самоотдачей всегда танцевала эту партию, что однажды у нее во время выступления хрустнули кости. Упорная и самоотверженная, Ольга Васильевна дотанцевала до конца и уже за кулисами потеряла сознание. Врачи констатировали перелом костей ступни в четырех местах.
Лепешинская заслуженно считается создательницей в балете содержательных хореографических образов на современную тему. Один из них – Сари из балета «Тропою грома».
Здесь артистке предстояло решить не простую задачу – в танце выразить чувства любви белой девушки к мулату, показать несправедливость отрицания таких чувств. Помогли дарование замечательной балерины, ее мягкий юмор, жизнерадостность, чувство современности и душевная лирика. Неудивительно, что с этой ролью Лепешинская справилась превосходно.
Ее героиня была проникнута необыкновенно лиричной чистотой, светом, сердечной теплотой, но вместе с тем проявляла отвагу, смелость, волю и упорство. Сари в исполнении Ольги Васильевны была живой, настоящей, легкой и пластичной. Лепешинская удивительно точно с помощью «балетного языка» передала душевный конфликт своего персонажа, ее эмоции. Впрочем, так Ольга Васильевна танцевала все свои партии.
Ольгу Васильевну Лепешинскую по праву можно назвать «праздничным именем балета», советского, русского, мирового. С какой виртуозностью, самоотверженностью она исполняла сверхопасные номера, чем и «держала» зрительный зал. Она была из мира реального, живого, непредсказуемого и наполненного великим творчеством блистательной балерины.