Вольфганг Амадей Моцарт

(Мир прекрасного)
(Мир прекрасного)

А. С. Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» вложил в уста Сальери, следующие замечательные слова, характеризующие музыку Моцарта: «Какая глубина! Какая смелость, и какая стройность!» В этой лаконичной оценке отмечены лучшие качества музыки великого композитора.

Искусство Моцарта — одна из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Творчество великого австрийского композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество света и справедливости. В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная, не омраченная лирика. Вместе с тем она содержит немало страниц, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, столице маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ. Музыкальное образование получил под руководством отца. Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн.

Творческий рост Моцарта отличался необыкновенной интенсивностью. К великому изумлению отца, малыш, которому едва исполнилось три с половиной года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра. В четырехлетнем возрасте Моцарт написал концерт для клавесина.

В январе 1762 года Вольфгангу исполняется шесть, а его сестре - десять с половиной лет. Оба ребенка настолько хорошо овладели техникой игры на клавесине, что отец принимает решение совершить с детьми концертную поездку.

Для начала они отправляются в Мюнхен, где дети успешно выступают при дворе курфюрста Баварского. Леопольд Моцарт принимается хлопотать об отпуске для поездки в столицу Австрии.

С первых же выступлений детей Моцарта в Вене успех носил сенсационный характер. Дети играют в гостиных вельмож и даже перед королевской семьей. Среди дворцовой роскоши фигурка шестилетнего артиста кажется еще более хрупкой и миниатюрной, чем обычно.

Маленькие ноги в белых чулках и башмаках с пряжками забавно свисают со стула. Напудренный парик с косичкой придает круглому личику непривычно серьезный вид. Мальчик играет сосредоточенно, с невозмутимой уверенностью. Его руки так и летают по клавишам,

Иногда по желанию высокопоставленных лиц клавиатуру даже накрывают платком. Вовсе не видя клавиш, мальчик продолжает играть так же уверенно и спокойно. Перед ним ставят ноты с незнакомыми пьесами. Он тут же их проигрывает, как говорят музыканты, "с листа".

Феноменальное искусство Вольфганга вызвало бурю восторгов. Несмотря на все триумфы и восторги публики, для детей такая жизнь была чрезвычайно тяжела. Они без отдыха разъезжали по разным городам и странам, играли и импровизировали по много часов подряд (концерты в то время длились 4-5 часов). Все это было крайне изнурительно для хрупкого организма ребенка. Тяжелая скарлатина положила конец венским триумфам.

Летом этого же года, снова, испросив отпуск у архиепископа, Леопольд Моцарт с детьми предпринял более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж.

Маленького роста, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой, маленький Моцарт смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны.

Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал «с листа» незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком. А еще Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.

Ободренный успехами пятимесячного пребывания в Париже Леопольд Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон. В Лондоне Вольфганг познакомился с Иоганном Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастьяна. Мастерская игра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Понравились ему и клавирные сонаты И. X. Баха - такие светлые и жизнерадостные, с певучими, ласковыми мелодиями, похожими на арии итальянских опер.

Несмотря на разницу лет, Бах и Моцарт вскоре стали большими друзьями. Нередко они импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух клавесинах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать.

В Лондоне восьмилетний мальчик пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед.

Несмотря на переезды с места на место, мальчик систематически занимался музыкой и общеобразовательными предметами

"Все, что он знал раньше, - писал о своем сыне Леопольд Моцарт зальцбургским друзьям, - ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас".

Побывали Моцарты в Гааге, Генте, Роттердаме, Амстердаме и в других местах, и повсюду их сопровождал огромный успех. Как ранее во Франции и Англии, так и здесь детям устраивали восторженные овации, осыпали их лестными похвалами.

Все это, казалось, легко могло вскружить головы юным артистам. По счастью, с детьми зальцбургского органиста ничего подобного не произошло. Этому в немалой степени способствовал отец - Леопольд Моцарт. Опытный педагог, он хорошо сознавал, что, как ни велика музыкальная одаренность его детей, без упорного, настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть.

Однако переезды с места на место и частые публичные выступления отражались плохо на здоровье детей. Силы их расходовались беспощадно, брат и сестра часто болели.

В ноябре 1766 года, с триумфом выступив в Париже, ряде городов Швейцарии, Германии, семья Моцарта вернулась в родной город Зальцбург, пробыв за границей почти три с половиной года.

Многократные поездки гениального юноши по странам Европы способствовали его близкому знакомству с современной художественной культурой.

Много позже, работая в различных областях музыкального искусства, Моцарт особое внимание уделял опере. Моцарт выступает родоначальником немецкой национальной оперы. Он вводит в свои произведение мелодически развитые арии, сложные ансамбли.

В артистических состязаниях со знаменитыми виртуозами Моцарт остается непревзойденным. Одухотворенная прелесть моцартовской игры вместе с поистине неистощимой творческой изобретательностью в импровизациях сделали его любимцем венской публики. Широкое признание исполнительского таланта приносило Моцарту удовлетворение, поддерживало его в борьбе с жизненными трудностями. В это время он много сочиняет.

За всю жизнь Моцарт сочинил 620 произведений. Сочинял очень много и очень быстро. Увертюру к «Дон Жуану» он сочинил за ночь перед премьерой. Дело в том, что сначала он слышал свою музыку, продумывал ее в уме, а потом лишь заносил на бумагу готовое произведение.

Созданием "Свадьбы Фигаро" Моцарт поднял жанр комической оперы на небывалую еще высоту. В "Дон Жуане" - музыкальной драме шекспировского размаха - он выступает как смелый новатор, открыватель новых путей в трагическом оперном искусстве.

С 1789 года материальное положение Моцарта не лучше, чем у бедного подмастерья. Деньги у него не задерживались - он радостно их тратил, не думая о будущем. Констанция, урожденная Вебер, жена композитора и сестра его первой и трагической любви, тоже не умела и не хотела экономить.

Постоянным спутником Констанции во время ее лечения в Бадене летом 1791 года был галантный красавец Зюсмайр — последний ученик Моцарта, друг и бывший ученик Сальери. Письма Моцарта жене пестрят ядовитыми замечаниями по отношению к Зюсмайру. Он ревновал и возмущался, что жена публично унижает его, не скрывая своих отношений с учеником. Констанция же, ревнуя Моцарта к его ученице, красавице Магдалене Хофмаер, считала, что у нее есть все права на роман. Она всегда ревновала Моцарта к красивым и талантливым женщинам.

В июле 1791 года у Констанции родился красивый мальчик, которого она назвала Франц Ксавер, обоими именами Зюсмайра, что не принесло покоя в семью.

Незадолго до рождения младенца к Моцарту зашел странный незнакомец в сером и заказал заупокойную мессу — реквием. В этом таинственном событии Моцарт усмотрел предупреждение о кончине от самого ангела смерти.

Последнее десятилетие его жизни — пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды, сломившей, в конце концов, силы композитора. И идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта.

Последнее произведение Моцарта — гениальный «Реквием» — осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 года в Вене.

Тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников. Никто из членов семьи не пошел на кладбище. Катафалк провожали совсем немногие, в том числе Сальери, ван Свитен и Зюсмайр. До кладбища св. Марка никто из них не дошел. По указанию состоятельного ван Свитена похороны решено было провести по самому дешевому разряду, во рву вместе с бродягами и нищими. Хоронили там без гробов: выдвигали дно специального ящика, и тело падало в ров. Не было ни надгробий, ни крестов, ни списков имен усопших. Никто не должен был найти этот ров…

разместил(а)  Зорина Валерия


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: