Петр Алейников. Знаменитый киногерой прошлого века

Он был пронзительно одинок...
Он был пронзительно одинок...

Только благодаря телевидению нет-нет, да и увидим мы его лицо на экране. Белозубая улыбка, чубчик. Петя Алейников, Петр Мартынович — знаменитый киногерой прошлого века. Он был вечным младшим сыном, самым любимым непутевым отроком, которому прощают все.

Он был пронзительно одинок...

Алейников из беспризорников, из шпаны, из попрошаек. Рано осиротел, ушел из дома, пустился в бега. Каким-то чудом в школе-интернате встретил киномеханика, пристрастившего проблемного пацана к таинственному Великому немому. Теперь Петруша не представлял свою жизнь без кино, и учеба в Ленинградском институте сценических искусств на отделении кино — логичное продолжение жизненного пути.

Он учился у Сергея Герасимова — одного из лидеров советского кинематографа. Он играл у Герасимова в первых, еще немых фильмах. Он на пару с Герасимовым влюбился в молоденькую актрису Тамару Макарову, но та, моментально почувствовав, кто из двоих солиднее и перспективнее, предпочла Сергея Аполлинарьевича. С ним и прожила долгие годы в жизни и в кино, играя все главные роли в его фильмах и став той самой Тамарой Федоровной Макаровой, которую уважали и побаивались многие.

Он был пронзительно одинок...

А что Алейников? Алейников сильно переживал любовную неудачу и даже запил. В будущем запои станут обычным его состоянием, но тогда по молодости он как-то легко преодолевал кризисы и вскоре сыграл у того же Герасимова рядом с той же Макаровой роль, которая сделала его знаменитым, — поваренка Молибогу в картине «Семеро смелых». Этот поваренок-нахаленок покорил зрителей, Алейников моментально вышел в первые актеры страны.

Во всех фильмах, во всех ролях — и в «Большой жизни», и в «Комсомольске», и в «Трактористах» — он играл, по сути, одну роль — самого себя. На него смотрели и не могли насмотреться — на его лукавство и бесшабашность, отчаянный и юморной характер, восхищались его простотой и умением легко выдать какой-нибудь «кандибобер», запоминавшийся на десятилетия. Как он пел в «Трактористах»: «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался!» Уникально пел. Его пытались копировать — не получалось.

Он был пронзительно одинок...

Фамилия его уже никому не была нужна. Все звали его Ваня Курский — по имени героя из «Большой жизни». На экранах жизнь его была большой, а на самом деле разной. Он был совершенно неофициальным человеком, его никто и никогда особо не отмечал, не чествовал, не одаривал почетными званиями и наградами. Он мог напиться вмертвую и не один раз это проделывал, режиссер Иван Пырьев даже грозился отстранить его от работы в «Трактористах», если он не прекратит закладывать за воротник. Мог, выражая несогласие с примитивным постановщиком, снять прилюдно брюки и заявить: «Вот вы кто, а не режиссер!» (этот случай произошел во время съемок фильма «Случай в вулкане» в одном из номеров ялтинской гостиницы).

Он был пронзительно одинок...

Он мучительно пытался вырваться из жизненного однообразия, пытался сломать свой образ, рабом которого стал. Даже Ивана-дурака, которого он сыграл в «Коньке-Горбунке», все по привычке звали Ваней Курским. Алейников бросил вызов приклеившемуся к нему имиджу своего в доску парня и сыграл в кино не кого-нибудь, а Александра Сергеевича Пушкина в картине «Глинка».

Это был оглушительный провал! Зрители в зале просто хохотали, когда их Ваня Курский появлялся в кадре курчавым и начинал изображать великого поэта. Времена, когда кто угодно может играть кого угодно, были еще впереди.

Он был пронзительно одинок...

Как и всякий типажный артист, он не нашел себя в пожилом возрасте. Снимался все меньше и меньше, все больше в эпизодах, продолжал пить, буянить, подводить съемочные группы. Стал выезжать с концертными бригадами, на афишах крупными буквами писали: «Петр Алейников», и народ по привычке шел и дарил ему аплодисменты, гром оваций, другие артисты, принимавшие участие в концерте, не получали и десятой доли этого успеха. Он становился неудачником. Многие так называемые друзья отвернулись от него. Он был пронзительно одинок, часто бродил по московскому зоопарку, кормил там волка по кличке Норик, и однажды после очередного брошенного в клетку куска хлеба Норик подошел совсем близко и лизнул Алейникова в лицо — лизнул одинокого волка из актерской стаи, постаревшего, никому не нужного…

Он был пронзительно одинок...

Он пил и болел, болел и пил, жил у чужих людей, многие не узнавали в нем когда-то беззаботно красивого Петра Алейникова. Незадолго до смерти снялся в фильме с символичным для него названием «Утоление жажды». В этой картине это был он и не он, жалкий какой-то, совсем не похожий на веселого парня, которого когда-то самозабвенно любила огромная страна.

АРТУР МАКАРОВ


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: