Серж Лифарь. Жизнь во имя танца

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.
К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Серж Лифарь родился в Киеве и всю жизнь хранил в душе любовь к родному городу.

Поздно, только в 16 лет увидев урок классического танца, юноша почувствовал свое призвание и начал учиться.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

В разгар Гражданской войны 17-летний Лифарь без виз, без денег добрался до Парижа, до Русского балета. Сергей Павлович Дягилев оценил одаренность молодого человека, почти не имевшего профессиональной подготовки, и принял его в труппу.

Самозабвенно работая над техникой и выразительностью танца, Лифарь стал ведущим солистом, звездой Русского балета.

Дягилев заботливо приобщал его к музыке, живописи, развивал вкус, знакомил с сокровищами культуры, возил в Италию.

В 1929 году проявился талант Лифаря-хореографа, но в этом же году скончался великий Дягилев. Тяжело переживая смерть своего наставника и понимая, что заменить Дягилева не сможет никто, Лифарь отказался стать во главе Русского балета.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Волею случая 24-летний Лифарь возглавил балет Парижской оперы, совместив одновременно три функции: главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика.

В ту пору атмосфера в театре была фривольной, Оперу называли "домом легкой и сговорчивой грации". Во время спектаклей в зрительном зале, как в салоне, не гасили большую люстру, балеты давали только как придаток к опере.

Друзья считали ситуацию безнадежной и не советовали Лифарю браться за эту работу, но он решил, "что сама судьба возложила на него некую миссию: отдать Франции долг России". Действительно, в XVIII-XIX веках французские педагоги и хореографы перенесли балет на русскую почву, и блестящий расцвет Императорского балета был связан с именем Мариуса Петипа.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Полный энтузиазма и горячего желания возродить французский балет, молодой руководитель сплотил вокруг себя талантливую молодежь и занимался с ними по 6-8 часов в день.

Достигнув успеха, Лифарь рискнул организовать "Балетные среды", восторженно принятые новым зрителем.

В первый же сезон в 1929 году он создал балет "Творения Прометея" (музыка Бетховена), ставший важнейшим художественным событием парижской жизни.

Сначала звездами балета были русские: несравненная Ольга Спесивцева и сам Лифарь. Он вспоминал: в то время "главным моим неистовым желанием было создание французской балерины этуаль".

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Для этого он направлял молодых артистов совершенствоваться у русских педагогов, в прошлом звезд императорских театров: Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Кшесинской.

В результате увлеченной совместной работы появились такие прекрасные французские балерины, как Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль и танцовщики, как Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пёти и др.

Лифарь учредил в Опере класс дуэтного танца и сам его вел, щедро передавая секреты своего мастерства. Он внес в исполнительскую манеру артистов присущие русской школе лиризм и выразительность танца.

До Лифаря в балетах царила балерина; он поднял роль танцовщика до балерины, в его танце мужественность сочеталась с изяществом.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

По воспоминаниям современников, Лифарь был изумительно красив, восхищал редкой музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью танца; он зажигал всех своей энергией и умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали и артисты, и зрители. Поль Валери назвал Лифаря "поэтом движения".

Балет "Икар" (1935) стал одной из вершин творчества Лифаря, замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом его четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего на творчество нескольких поколений артистов и хореографов.

Шедеврами Лифаря стали его балеты "Миражи", "Федра", "Странствующий рыцарь", "Фантастическая свадьба", "Шота Руставели".

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Его интерпретация роли Альберта в "Жизели" была потрясающей.

Создавая балеты, Лифарь использовал классическую музыку или музыку современных композиторов - Стравинского, Прокофьева, Равеля и др.

Среди художников, оформлявших его балеты, были Пикассо, Шагал, Бакст, Бенуа, Кокто (как и сам Лифарь).

Увлеченный до одержимости труженик Лифарь сочинял один за другим многочисленные балеты - более 200 за 3 десятилетия служения Опере.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

За возрождение французского балета Лифарю было присвоено звание Кавалера ордена Почетного легиона, Кавалера ордена литературы и искусства, приз Французской академии; он был избран членом Института Франции (академиком, "бессмертным"), ректором Университета танца.

В ознаменование 20-летия работы в Опере Лифарю вручили первый "Оскар" танца, "Золотую балетную туфлю" и "Золотую медаль города Парижа".

Лифарь сам был исключительной личностью, и в кругу его знакомых и друзей были самые выдающиеся люди эпохи - Шаляпин, Рахманинов, Стравинский, Пикассо, Кокто, Поль Валери, Коко Шанель, Шарль де Голль и др.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Он неустанно боролся, чтобы утвердить балет в театральной жизни Парижа, выступал как лектор, автор многочисленных книг о балете, основал Университет танца, кафедру хореографии в Сорбонне, Международный институт хореографии.

Несмотря на кипучую деятельность в Опере, Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру".

В 1937 году он был одним из организаторов замечательных торжеств в память 100-летия смерти Пушкина.

Естественно, Лифарь проводил вечера памяти своего великого наставника С. П. Дягилева в ознаменование 10-летия его кончины (1939) и в честь 100-летия со дня рождения (1972).

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Он добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска.

Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом.

В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны.

Будучи бессребреником, Лифарь никогда не имел ни своего дома, ни квартиры, жил в скромном отеле, в комнате, заваленной книгами.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Кроме балета, его страстным увлечением было коллекционирование всего, связанного с Пушкиным и с Русским балетом Дягилева, с целью вернуть России сокровища ее культуры.

Пушкинскому дому он подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова.

В 1958 году балетная труппа парижской Оперы впервые была приглашена выступить в Москве, на сцене Большого театра с 13 балетами, 11 из которых сочинил Лифарь. Естественно, он надеялся присутствовать на выступлениях своих артистов, видеть, как русские зрители принимают его хореографию, впервые побывать в Москве, в России.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Лифарь готовился во время этих гастролей передать свой уникальный дар России, включавший паспорт (подорожную) Пушкина, печать Пушкина, портрет Пушкина художника Тропинина, автограф романса Глинки, автограф Чайковского и т.п. Но уже в аэропорту Лифарю внезапно отказали в визе на въезд в Советский Союз. Артист был так потрясен, что покинул Оперу в расцвете творческих сил.

К тому же министерство культуры СССР и дирекция Большого театра так и не выполнили своего обещания поставить балеты Лифаря, хотя артистам балета было интересно освоить его хореографию, а гениальная Майя Плисецкая мечтала воплотить будто на нее созданную роль Федры.

Лифарь скончался в 1986 года в Лозанне, был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Вызывает сожаление, что 100-летие со дня рождения столь выдающегося деятеля культуры не было отмечено ни в Киеве, ни в Париже.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Один только французский кинорежиссер Доминик Делуш, создавший галерею портретов выдающихся артистов балета, среди которых Максимова и Васильев, Плисецкая, Вырубова, Шовире, выпустил в честь этого юбилея фильм "Серж Лифарь Мусагет".

Слово Мусагет - предводитель муз - как правило, относится только к богу Аполлону. Но Лифарь, возродивший французский балет и вырастивший 3 поколения балерин и танцовщиков, достоин такого определения.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось. Остается восхищаться искусством режиссера, сумевшего почти из ничего создать образ Лифаря живого, увлеченного, прекрасного.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось.

Делуш построил фильм как мозаику воспоминаний звезд Лифаря - Иветты Шовире, Нины Вырубовой, Сирила Атанасова, бережно передающих его хореографию, стиль, манеру исполнения молодым артистам.

Созданный с любовью, благодарностью и высоким мастерством фильм "Серж Лифарь Мусагет" был показан 30 ноября в кинотеатре "Lincoln" в Париже.

Наталья Долинская


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: