Свои лучшие роли Юрий Богатырев сыграл в фильмах Никиты Михалкова (впрочем, и Михалков снял свои лучшие фильмы именно с участием Богатырева). Но и в других картинах, где играет артист, видно, насколько талантлив был Юрий Георгиевич Богатырев.
Великий артист
Удивительно мягкий, органичный артист, самобытный художник, проживший чуть более сорока лет. В жизни — большой и рыхлый, с огромными неуклюжими руками (приятели называли его руки верхними ногами), добрый, трепетный, казалось бы, мухи не обидит. Когда по сценарию фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» требовалось ударить по лицу Александра Кайдановского, игравшего ротмистра Лемке, для Богатырева это была огромная проблема, проблема мучительная. Но надо — и ударил, и на лошади скакал, и в реку прыгал с риском для жизни. Выглядел законченным суперменом, хотя и странная мягкость — она тоже никуда не делась, тоже работала на роль.
«Свой среди чужих» (Шилов), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (Войницев), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (Штольц), «Родня» (Стасик), «Очи черные» (губернатор). Даже в «Рабе любви», где роли для Богатырева вроде бы не было, он сыграл человека, о котором все говорят, приезда которого ждут, — легендарного актера, звезду немого кино Максакова.
Юрий Богатырев был подлинным соавтором режиссера Никиты Сергеевича Михалкова начиная со студенческой его работы. Он придумал плоскостопие для чеховского Войницева, придумал многое другое, всегда точно выстраивал внешний рисунок роли. С какой потрясающей пустотой разглагольствует он в роли этого же Войницева с фарфоровой коровой под мышкой. А как он танцевал в «Родне» с Ноной Мордюковой!
Именно Богатыреву предназначал Никита Михалков и роль генерала Радлова в «Сибирском цирюльнике», но эту роль артист просто не успел сыграть. Можно сказать, в фильмах Михалкова Богатырев брал реванш за не очень удачную театральную судьбу, и звездой его сделало именно кино.
Детство, юность, начало творческого пути
Нет, в способностях Юрия Богатырева никто никогда не сомневался. Мальчик, родившийся в Риге в семье военного, с детства увлекался театром, много читал, подкупал своей расположенностью к людям, мягкостью и интеллигентностью. Дружил в основном с девчонками, увлекался кукольным театром. Легко поступил в Щукинское училище на курс к Юрию Катину-Ярцеву. Курс был сильный — на нем учились Наталья Гундарева, Константин Райкин.
И в «Современник» Богатырев поступил достаточно просто, быстро стал там своим. Его считали в театре хорошим актером, но не считали актером большим. Это отношение сохранилось и во МХАТе, куда Богатырев пришел работать позднее. Хотя, допустим, в эфросовском «Тартюфе» он играл замечательно смешно. Его Клеант был потрясающе нудным и все свои многословные монологи выпаливал с пулеметной быстротой.
Сыграл он во МХАТе и героическую роль Фурманова в спектакле «Мятеж», причем ввелся в уже готовый спектакль, где не хватало лишь главного героя. Был убедителен, создавая образ непогрешимого красного командарма, не менее убедителен, чем в роли подлеца Ромашова (телесериал «Два капитана») или милого Филиппка («Объяснение в любви»). Кстати, Ромашов его, извините за признание, получился куда более интересным и убедительным, чем кристально чистый Саня Григорьев в исполнении Б. Токарева. Во всяком случае, этого Ромашку можно было если и не простить, то уж понять точно.
Юрий Богатырев был удивительно многогранным актером. Ни одного провала. Везде попадание в десятку. При этом талантливо рисовал. Абсолютно успешный человек, блестящая карьера, народный артист. Живи, казалось бы, и радуйся.
Личное...
Однако радоваться получалось не очень. Мешал и сложный характер — говорят, Богатырев мог легко обидеться на кого-то и столь же легко простить обидчика, был излишне сентиментален, неспокоен, импульсивен. Плакал по поводу и без повода. Ссорился с коллегами — Анастасией Вертинской, Александром Калягиным. Потом мирился.
Бесспорно, накладывали отпечаток, мягко говоря, странные отношения с женщинами. У Богатырева не было семьи, он был одинок. В своих партнерш — Елену Соловей, Анастасию Вертинскую, Ию Саввину влюблялся моментально, но только возвышенно и романтично. Посещал спектакли с участием Ольги Яковлевой, был ее верным рыцарем и поклонником. Говорили о каких-то его более серьезных отношениях с бывшей актрисой Надеждой Серой, журналистом и переводчицей Клариссой Столяровой, обсуждали, что Юрий Георгиевич предпочитает общаться с женщинами старше его.
Уже после смерти Богатырева все больше и больше стали говорить о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Действительно, у него в квартире долгое время жили симпатичный администратор МХАТа Василий Росляков, официант Саша Ефимов (кстати, повесившийся вскоре после смерти Богатырева).
Говорят, Богатырев достаточно поздно осознал свою непохожесть на других и не бравировал этой «особенностью», а очень переживал. Оставаясь глубоко одиноким человеком, он обрастал многочисленными друзьями, в том числе и весьма сомнительными, причем количество их резко возрастало, когда у артиста водились деньги, а в деньгах он недостатка не испытывал — много и успешно снимался.
А во МХАТе его научили пить, что тоже не способствовало укреплению душевного здоровья. Порой он напивался болезненно, не мог выйти из этого состояния, срывал спектакли. Это сказывалось на здоровье, больницы не очень помогали. Ритм работы во МХАТе тем не менее не снижался. Богатырева возили на машине в театр на спектакли, привозили из театра. Артист менялся, в том числе и внешне. Вспомните его последний фильм — «Дон Сезар де Базан». Трудно было узнать любимого артиста в одутловатом болезненном человеке, изображавшем короля.
Последние годы
Богатырев и умер нелепо. Получил большой гонорар за «Очи черные», собралась компания, началось веселье. Когда Юрию внезапно стало плохо с сердцем, никто и не подумал, что это так серьезно. Приехала первая «скорая», потом вторая. Богатыреву сделали укол в сердце, и этот роковой укол на фоне присутствия алкоголя в организме принес летальный исход. Спасти артиста не удалось. Из квартиры пропали деньги, разворовали дорогую коллекцию книг по живописи… Случилось это в феврале 1989 года.
Почти 20 лет с тех пор прошло. О Юрии Богатыреве написана книга, сняты фильмы. Ему посвятил одну из программ «Чтобы помнили» Леонид Филатов. Программа получилась удивительно человечной, о Юрии говорили искренне, с большой теплотой. Говорили коллеги, режиссеры, друзья. Сетовали, что он так нелепо и рано умер. Почему же не оказались в критический момент рядом, почему не спасли? Извините, но у каждого своя жизнь, они же не няньки, чтобы отслеживать чужое времяпрепровождение от рассвета до заката.
Юрий Богатырев был, очевидно, обречен на одинокую и непростую судьбу, о которой зрители, любившие актера, и не догадывались. Они просто любили этого актера. И продолжают любить, несмотря на то, что сегодняшние откровенные (иногда чересчур) времена позволили посмотреть на образ артиста несколько по-другому. Но никакие сенсационно-пикантные подробности его жизни никогда не смогут принизить его подлинный талант, человечный и многогранный.