Иеронимус ван Акен (Босх)

(Мир прекрасного)
(Мир прекрасного)

«Мозг выполз, как в извивах воск
Епископ посох уронил.
Небось ты бог? Небось ты Босх?
Небось, святой Иероним?»
С.Петров, «Босх».

О жизни Босха практически ничего не известно - дата рождения его и та приблизительна. И вообще Босх - это псевдоним художника, его настоящее имя Иеронимус ван Акен. Но подписывал он свои картины - Босх и под этим псевдонимом прославился.

Откуда же взялось это имя? Иеронимус родился приблизительно в 1450 году в городе Хертобенгосе, который в те времена был одним из крупнейших городов герцогства Брабант, относившегося к землям герцогов Бургундских (теперь это Голландия). Вот от названия этого города и пошло сокращенное - «Босх».

Для чего же художнику понадобился этот псевдоним? Дело в том, что Иеронимус ван Акен родился в потомственной семье художников. Художниками были еще прадед Босха Томас и его брат Иоганн. Дед Иеронимуса и пять его сыновей так же стали художниками, среди них был и отец Босха. Исследователи считают, что художник взял себе другое имя, чтобы его не путали с его родственниками.

К сожалению никаких картин, созданных художниками этой семьи, не дошло до наших времен, да и о самом Босхе мы знаем очень мало. Непонятно почему, но не сохранилось никакие его записи или воспоминания его современников. Более того, ни на одной из своих картин Босх не поставил даты ее создания, да и вообще, подписывал он их очень редко, поэтому проследить его творческий путь по времени очень трудно. Лишь документы, сохранившиеся в архивах Хертогенбоса, дают очень скупое представление о жизни художника.

Впервые Иеронимус ван Акен был, упомянут в документах в 1474 году, а в 1480 году он впервые был назван художником. Точная дата женитьбы Босха так же неизвестна, но произошло это приблизительно в вышеуказанные годы.

Жена Босха, бывшая намного старше его, происходила из очень богатой семьи. Имя ее – Алейт Гойартс ван дер Меервенне, а проще Мервей. Благодаря ее приданному, Босх никогда не знал бедности и считался одним из богатейших жителей города (тому подтверждением служат документы 1474 -1498 годов). То есть художник никогда не писал ради денег.

В Хертогебосе в то время существовала (существует она и до сих пор) крупная религиозная организация, возникшая в 1318 году – Братство Богородицы. Все члены этого Братства поклонялись статуе Богородицы, установленной в Соборе святого Иона, который и сейчас находится в Хертогенбосе.

В 1486 году имя Босха впервые упоминается в списках членов Братства, а 1488 году он уже становится почетным его членом. Кстати надо отметить, что Босх был единственным художником, который удостоился этой чести за все время существования Братства Богородицы.

По заказу братства Босх выполнил несколько больших работ, но, к сожалению, они не дошли до наших дней, как впрочем, и большинство работ Босха вообще.

Членство в братстве позволило художнику приобрести необходимые связи и получать выгодные заказы. Босха любил герцог Бургундский, который впоследствии стал королем Филиппом I, он-то в 1504 году и предложил художнику расписать алтарь «Страшный суд». К сожалению, до наших дней дошел только фрагмент этого триптиха.

Однажды Босха привел меня в харчевню.
Едва мерцала толстая свеча в ней,
Горластые гуляли палачи в ней,
Бесстыжим похваляясь ремеслом.
Босх подмигнул мне:- «Мы явились, дескать,
Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,
А на доске грунтованной на плоскость
Всех расселить в засол или на слом».
Он сел в углу и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре,
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.
П. Антокольский, «Босх».

Его заказчиками были и королева Испании Изабелла Кастильская и регентша Нидерландов Маргарита Австрийская. Иначе говоря, Босх прославился не только у себя на родине, но и за рубежом.

Некоторые исследователи утверждают, что с 1499 по 1503 год художник находился в Италии, и это подтверждает триптих «Раскаяние святой Юлии» (образ этой святой более характерен для Италии, чем для Европы).

И вот еще и автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха» утверждает, что на картине Джорджоне «Три философа» изображены: сам Джорджоне, Леонардо и Босх, а это лишний раз подтверждает, что в указанное выше время художник находился в Венеции.

Доподлинно известно, что с 1511 по 1513 год Босх делал для братства распятие и медные паникадила.

Умер Иерониум Босх незадолго до августа 1516 года, но творчество этого художника и сейчас приводит в смятение, кажется таинственным и поразительно современным. Любимой темой его была «Грехи и наказание за них», художник расписывал такие муки, что люди до сих пор смотрят на его картины с ужасом.

разместил(а)  Зорина Валерия


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: