В Индии большой ассортимент богов, а потому много и религиозных праздников — один другого красочнее. Среди них Ракша-бандан не самый колоритный и масштабный, он скорее камерный, семейный, однако по-своему интересный. Знаменательный день приходится на полнолуние шравана — по индуистской версии это пятый месяц года, а по нашему календарю — конец июля и большая часть августа. В этом году полнолуние выпадает на 13 августа.
На Ракша-бандан гуляет вся Индия, но особенно усердствует северная часть страны. Что конкретно празднуют? Для индусов обычное дело, когда один повод тянет за собой второй и несколько религиозных преданий накладываются друг на друга. Вроде бы это день ритуальных омовений и приношений богу мировых вод Варуне, так что по случаю торжества все купаются и кидают в воду кокосы. Но главные персонажи и атрибуты Ракша-бандана — братья, сестры и шнурки.
По поводу шнурка под названием ракша, или ракхи, существует множество легенд, разъясняющих, кто кому и почему впервые его повязал. Не то первым шнурочком осчастливила своих братьев дочка бога Ганеши (того самого, у которого слоновья голова). Не то с помощью наложенной на запястье повязки дочь царя Драупади остановила кровь раненому Кришне, за что стала считаться его названой сестрой. Есть и другие истории на шнурочную тему, но суть у них одна: женщина завязывает руку мужчины ниточкой или ленточкой, придавая ему особую силу или обеспечивая чудесную защиту. Впрочем, иногда защита требовалась вовсе не обладателю шнурка. По преданию, жена Александра Македонского Роксана с помощью ракхи задружилась с индийским царем Пором, с которым воевал ее супруг. Приняв от дамы ритуальный шнурок, Пор не смог прикончить ее мужа во время битвы.
Тут важно понять, что никаких любовных отношений между мужчиной и женщиной с помощью ракши не завязывается — исключительно дружеские. Чаще всего шнурки повязывают сестры своим кровным братьям как символ родственных уз. Нет родного брата — не беда, можно выбрать его из числа достойных и надежных лиц мужского пола. Повяжешь такому избраннику шнурок на запястье, и будет у тебя друг, защитник, надежда и опора, причем без всяких непристойных предложений и намеков: интимные контакты между ракхи-братом и ракхи-сестрой все равно что инцест. Кстати, некоторые индианки используют Ракша-бандан как повод перевести на новый уровень отношения с мужчинами, в которых они безнадежно влюблены. Мол, взаимной любви не вышло, так давай будем друзьями и даже в каком-то смысле родственниками.
Определившись с кандидатом на роль брата, нужно подготовиться к ритуалу — прежде всего раздобыть ракхи. Кстати, процесс изготовления шнурков выглядит весьма живописно и интересен не только для непосредственных участников церемонии, но и для туристов. Представьте себе: накануне праздника на улицах между столбами растягивают целую паутину из разноцветных нитей, между которыми снуют умельцы-плетельщики. Результаты их труда тоже просятся в объектив фотоаппарата — магазины и лавочки прямо-таки увешаны гроздьями пестрых повязок. Есть простые и скромные ниточки, а есть и такие браслеты, которые может себе позволить лишь весьма обеспеченная сестра. Но в принципе цены доступные, по крайней мере по российским меркам. Нарядные ракхи со стразами Сваровски и прочими богачествами стоят 200–500 рупий (1 рубль примерно равен 1,6 рупии). Даже набор красиво упакованных ритуальных сладостей, которыми в праздничный день надо накормить любимого брата, обойдется подороже — рупий в 600.
Если вы решили серьезно подойти к выбору ракхи, имейте в виду, что самыми правильными считаются шнурки, сплетенные из шелка, с золотыми и серебряными нитями, а также с блестками, бисером, пайетками и драгоценными камушками. Для малолетних братьев делают шнурки с изображениями мультяшных персонажей.
Когда шнурок выбран, его освящают в храме, после чего остается только подготовить праздничный стол и принарядиться для церемонии. В приличной индийской семье участники ритуала надевают национальную одежду: мужчины облачаются в костюм «курта-паджама», состоящий из брюк и широкой длинной рубашки, а дамы — в сари. Повязав брату на руку припасенный ракхи и подкормив его сладостями, сестра тоже получает от родственника подарок. Символически такой обмен дарами означает, что теперь шнурочек будет оберегать мужчину от сил зла, а он в свою очередь обязуется защищать от этих самых сил женщину.
Иностранцам, попавшим в Индию во время Ракша-бандана, шнурки повязывать не на кого — остается только любоваться широким ассортиментом ритуальных повязок, висящих на каждом углу. Хотя женщины по случаю могут прикупить себе ракхи, чтобы подарить настоящему родственнику или подходящему кандидату в названые братья в качестве сувенира.
Туризм и Отдых № 32