Неделя близится к завершению, впереди выходные — по совместительству еще и День города. Для тех, кто шумным празднествам предпочитает спокойные прогулки, «Дом» выбрал 15 архитектурных артефактов, расположенных в спальных районах Москвы. Рекомендуем, выйдя за хлебом, ненароком загуляться и посмотреть на один из памятников архитектуры и городской истории. Еще вчера вы о нем не слышали, а теперь уже не забудете!
Голова Родины-Матери
Где: метро «Тимирязевская», улица Тимирязевская, 33
Один из домов дачного поселка Тимирязевской академии раньше принадлежал скульптору Евгению Вучетичу. Знать адрес и специально искать дом не нужно: тренировочные наброски известных скульптур или их частей буквально выглядывают из-за забора. Голова Родины-Матери в натуральную величину разрушается год от года, так что посмотреть на нее стоит в ближайшее время. Особенно если поездка в Волгоград, место постоянного пребывания «настоящих» головы и тела, в ближайшее время не планируется. На территории дома Вучетича есть и еще одна голова ошеломляющих размеров, которую надо увидеть, — Ленина, развернутого «спиной» к администрации САО.
Круглый дом
Где: метро «Славянский бульвар», улица Нежинская, 13
Круглыми домами, состоящими из обычных двенадцатиэтажных «панелек», в 70-е чуть было не застроили всю Москву. Согласно городской легенде, дом на Нежинской строили специально с целью впечатлить международную комиссию — чтобы впоследствии Олимпийские игры достались Москве. Всего в столице построены два круглых дома — второй находится неподалеку. Строительство признали дорогостоящим, а дома неудобными в обслуживании, и «в серию» они не пошли. Но до сих пор это одни из самых впечатляющих и узнаваемых дворов города.
Трамвайное депо Апакова
Где: метро «Октябрьская», улица Шаболовка, 9
Памятник промышленной архитектуры, построенный по проекту Шухова в 1909 году, и настоящее чудо своего времени. Депо носит имя вагоновожатого-партийца Петра Апакова, который в Октябрьскую революцию предложил идею использовать бронированные трамвайные вагоны в уличных боях. Именно депо им. Апакова испытывали все транспортные новинки вроде новых иностранных трамваев в конце 1950-х. В XXI веке депо планировали снести и построить на его месте жилой комплекс с торговым центром, но в итоге все-таки решили сохранить памятник архитекутры.
Гараж Госплана
Где: метро «Авиамоторная», улица Авиамоторная, 63
Еще один памятник архитектуры советского авангарда находится на востоке Москвы. Проект выполнен Константином Мельниковым. Гараж сменил нескольких хозяев, среди них были и таксопарки, и организации, не имеющие отношения к автомобилям. Снаружи здание выглядит почти так же, как в 1930-х, отсутствует лишь труба. А вот внутри его часто перестраивали, перекрашивали. В начале 2014 года здесь был пожар. Здание выгорело только изнутри, внешний контур сохранился.
Усадьба Покровское-Стрешнево
Где: метро «Войковская»
Памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения. Усадьба находится в запустении и, кажется, не думает из этого состояния выходить. История усадьбы началась с пыльной деревеньки, в которой разбил свой лагерь один из Лжедмитриев. Затем здесь поселился род Стрешневых. Сменяющие друг друга хозяева перестраивали господский дом — каждый на свой лад. После революции усадьба стала, как водится, санаторием, в военные времена была госпиталем, а позже — НИИ гражданской авиации. В последнее время ею владела компания «Аэрофлот», а сейчас усадьба находится в управлении НИУ-ВШЭ.
Господский дом в усадьбе Узкое
Где: метро «Коньково», улица Профсоюзная, 123а
Усадьба, притаившаяся недалеко от МКАД, хранит воспоминания о знаменитых русских фамилиях: Голицыны, Толстые, Трубецкие... В XVII веке юг Москвы стоял опустошенный после польского вторжения, и, чтобы вновь оживить земли, пустоши, в том числе небольшое село Узкое, начали продавать частным лицам. Но по-настоящему жизнь закипела здесь именно с Трубецкими. В 1880-х годах главный дом был перестроен, всего же на территории поселения насчитывалось 19 крестьянских домов. После революции усадьба перешла во владение Российской академии наук, устроившей в помещениях санаторий. Сейчас усадьба скорее пребывает в запустении, чем нет. Попасть на ее территорию нельзя — можно пробраться только в парк и в церковь. Но через дыры в заборе усадьбу можно рассмотреть в деталях.
Бахметьевский гараж
Где: метро «Марьина роща», улица Образцова, 11
Еще одно депо, проект которого разработан в соавторстве знаменитыми Шуховым и Мельниковым, предназначалось для автобусов фирмы «Лэйланд». Согласно легенде, Константин Мельников решил по-новому посмотреть на проблему парковки, когда услышал, с какой руганью новые автобусы загоняют на ночь. В итоге Мельников разработал собственную систему парковки, которой дал свое имя (впрочем, в историю она вошла как прямоточная). В начале 2000-х депо было переведено в другое место. Объект культурного наследия обследовали, нашли его состояние неудовлетворительным и решили реставрировать. Многие сегодня критикуют реставрацию, обвиняя в утрате исторических деталей. Некоторое время депо занимал центр современного искусства «Гараж», сейчас — Еврейский музей и Центр толерантности.
Станция Серебряный бор
Где: метро «Октябрьское поле», улица Панфилова, 6б
Станция, открытая в 1908 году, входила в состав Малого кольца Московской окружной железной дороги. Проект, заказанный Николаем II, должен был разгрузить Москву, чтобы та перестала быть «товарной пробкой». Железное кольцо было построено только для грузовых поездов. Сейчас на месте станции сохранились исторические постройки: две будки централизации, помещение для хранения багажа и вокзал. Будки централизации выкрашены в голубой цвет и зажаты между бетонными заводами, а в одном из зданий разместилась ветеринарная клиника.
Заброшенная эскалаторная галерея
Где: метро «Воробьевы горы»
Проработавшая около 20 лет, эскалаторная галерея доставляла людей от станции метро «Ленинские горы» на улицу Косыгина и обратно. Как и сама станция, галерея находилась в проблемном оползневом месте; с момента ее открытия породы постоянно смещались, и в 80-х стены галереи покрылись трещинами. Ее состояние признали аварийным и вместе со станцией закрыли на переделку. Станция «Ленинские горы», переименованная в «Воробьевы горы», стала настоящим долгостроем — ее реставрировали 19 лет и фактически полностью перестроили, открыв вновь только в 2002 году. А галерея так и осталась грудой обломков.
Ажурный дом
Где: метро «Динамо», Ленинградский проспект, дом 27
Ажурный дом, скромно стоящий на Ленинградском шоссе, — это первый... панельный дом Москвы. Построен в 1940 году. В отличие от последующих типовых проектов авторы были нацелены сделать проект массовой жилой застройки не только удобным и недорогим, но и красивым. Свое имя дом получил благодаря ажурным решеткам, выполненным по эскизам художника Владимира Фаворского. Со временем бетонные решетки стали похожи на мрамор. Типовой проект так и не стал типовым. Напротив, ажурный дом остался единственным в своем роде и причислен к памятникам архитектуры.
Первый советский жилой дом
Где: метро «Пролетарская», улица Динамовская, 9/2
Первый жилой дом советского времени построен в 1923 году. Он был передан рабочим завода «Динамо» за заслуги и неравнодушие: «они ставили один производственный рекорд за другим и не уставали выходить на улицы ради повышения культуры быта». Жилой дом, построенный после Октябрьской революции, в действительности был создан на основе здания, чье строительство было прервано Первой мировой войной. На открытии здания присутствовали три тысячи человек. Когда-то перед домом стояли скульптуры рабочих, которые со временем рассыпались, а вот само здание сохранилось до наших дней.
Общежитие Института Красной профессуры
Где: метро «Спортивная», улица Большая Пироговская, 51, корпус 1-8
Комплекс зданий, известный как «дом-пила», был построен в конце 1920-х — начале 30-х годов — во времена массового строительства общежитий для рабочих. С общежитием Красной профессуры связаны имена известных людей: один из домов был построен на деньги Максима Горького, здесь какое-то время жил Юрий Гагарин. Селились тут плотно: для семьи с одним ребенком давали 12-метровую комнату, а с двумя — на три метра больше. Еду готовили на общей кухне, здесь же, по рассказам жильцов, вместе встречали Новый год. Интересный факт: умывальников в мужском отделении было на порядок больше, чем в женском, так как с 1938 года общежитие принадлежит Военно-политической академии и по утрам курсанты и преподаватели — мужчины — выходят на занятия одновременно. Сейчас общежитие находится в аварийном состоянии, его постепенно расселяют. Не исключена и перспектива сноса.
Особняк купца Носова
Где: метро «Электрозаводская», 12, строение 1
Разочарованный неравными браками своих детей, расстроенный помешательством и смертью любимой жены купец-мануфактурщик Василий Носов оставил дом единственному сыну и решил уединиться, для чего построил новое здание на своей половине сада. Дом в модном стиле модерн включал все возможные удобства вроде горячей воды и отопления. И вообще отличался максимальной гармонией и продуманностью, свойственной этому стилю. Но, оставаясь консерватором, купец Носов построил свое убежище из традиционного для России материала — так и получилось удивительное сочетание дерева и франко-бельгийского ар-нуво.
Царская пасека в Измайлово
Где: метро «Измайловская», Измайловский парк
Измайловский парк — одно из самых «передовых» мест отдыха дореволюционного времени. Именно здесь было установлено чудо техники — колесо обозрения. Здесь же решили открыть «опытную» пасеку и проводили выставки достижений пчеловодства. Единственный оставшийся с той поры артефакт, напоминающий о существовании царской пасеки, — Музей пчелы, построенный в 1880 году. Это одна из первых железобетонных конструкций в Москве. Музей просуществовал до Великой Отечественной войны, а после помещение использовалось как склад. Существовало несколько проектов реставрации царской пасеки, но ни один из них так и не продвинулся дальше идеи. Сейчас на территории бывшей царской пасеки располагается экообщество — в деревянном здании, выполненном по мотивам исторических построек.
Поселок Художников
Где: метро «Сокол»
Поселок Сокол, или поселок Художников, как его еще называют (все улицы здесь носили имена художников), — первый пример кооперативного строительства и едва ли не единственное реальное воплощение концепции Москвы как города-сада. Именно этот поселок стал настоящим испытательным полигоном архитектурных решений: все дома здесь построены по индивидуальным проектам. С районом связано несколько скандалов о сносе исторических зданий и постройке на их месте элитного жилья, однако поселок все-таки удалось сохранить. Сейчас на его территории работает музей, в котором среди прочего можно увидеть даже обломки самолета, упавшего на поселок в 1935 году.