Ливи – итальянская интерпретация еврейской фамилии Леви. Впрочем, место рождения и проживания накладывает свой отпечаток. Еврейская мама Джузеппина Ливи высовывалась из окна дома на узенькой марсельской улице и пронзительно кричала загулявшемуся допоздна младшенькому: «Иво, монта!» – «Иво, поднимайся!»
Иво поднялся.
Младший сын Джузеппины и ее мужа, коммунистического активиста Джованни Ливи, родившийся в тосканской деревне Монсуммано Альто и еще младенцем увезенный родителями в Марсель, сделался звездой мирового масштаба. Материнский призыв «Иво, монта!» стал именем – Ив Монтан. По-французски «монтан» значит «растущий» – очень верный псевдоним: Ив никогда не останавливался, продолжая расти над собой и покоряя новых слушателей, многих из которых в начале его артистической карьеры еще не было на свете.
А карьера начиналась непросто. Иво мог бы навсегда застрять в марсельском мюзик-холле, куда его, семнадцатилетнего подражателя Фреда Астора, пригласили «на разогрев» петь ковбойские песенки. Но Ив – уже сменивший имя – предпочел «подняться» и уехать в оккупированный немцами Париж (по документам он был итальянцем). Там в 1944 году Монтан чуть не угодил на принудительные работы (замена военной службы), но удача свела его с Эдит Пиаф, «воробышком Монмартра», уже прославленной певицей, которая была старше его на шесть лет и в каком-то смысле на целую жизнь.
Легенда гласит, что у Пиаф заболел «мальчик на подпевках», и на замену перед концертом в Мулен Руж к ней привели рослого и неловкого от стеснения вчерашнего провинциала. На самом деле Ив уже выступал на столичных подмостках до встречи с Пиаф и имел кое-какую известность. Но… «Эта тщедушная слушательница, внимательная и бесстрастная, пугала меня больше, чем триста шумящих нетерпеливых зрителей в зале, – вспоминал Монтан. – Чтобы собраться, мне понадобилась вся моя мужская гордость: нельзя же пасовать перед женщиной...» Эдит отметила удивительную красоту его рук. Мужчина с красивыми руками, считала она, не может быть безобразен внутренне.
После двух лет романа Пиаф сама ушла от 25-летнего возлюбленного: «Надо уходить, пока еще любишь». Ив продолжал с успехом выступать, но грустил до 1949 года, пока в «Золотой голубке» в Сен-Поль-де-Вансе не повстречал актрису Симону Синьоре, дочь еврея и католички, жену режиссера Аллегре и мать маленькой дочери Катрин. На сей раз уже Монтан восхищался красотой ее рук с тонкими запястьями. Они сразу сблизились и через два года поженились в том же Сен-Поль-де-Вансе – свидетелями на свадьбе стали поэт Жак Превер (сценарист первого заметного фильма с участием Монтана «Врата ночи» и автор слов к его хиту «Les feuilles mortes») и владелец «Золотой голубки» Поль Ру.
Свадьба с Симоной совпала с началом триумфального восхождения артиста. Он давал «сольники» в «Этуаль», выпустил золотой диск «Осенние листья», а фильм режиссера Клузо «Плата за страх» с Монтаном в главной роли получил Гран-при в Каннах. В конце 1956 года Монтан и Синьоре приехали в Москву, несмотря на то что после венгерских событий многие прогрессивные «левые» деятели западноевропейской культуры сильно охладели к СССР. Монтан же, который в 1950 году подписал Стокгольмское воззвание против использования ядерного оружия и (по следам своего отца) вступил в Компартию, не отменил поездку. Хрущев уделил беседе с «артистом-коммунистом» целых четыре часа, а Симона, по легенде, купила в ГУМе пару собольих шкурок. Бернес пел любимую народом песню: «Задумчивый голос Монтана/ Звучит на короткой волне,/ И ветви каштанов, парижских каштанов/ В окно заглянули ко мне…» Песню перевели на французский, и Монтан включил ее в свой репертуар как дань интернациональной дружбе.
Роман с СССР закончился у Монтана после событий 1968 года в Чехословакии. Разумеется, и в Союзе отношение к творчеству шансонье сменилось на диаметрально противоположное.
Надо сказать, что просоветские взгляды Монтана не помешали американским продюсерам пригласить его на гастроли в США, а ему – принять приглашение. Ив и Симона приехали туда в конце 1959 года. В начале 1960 года Синьоре получила Оскара за роль в фильме «Путь наверх», а Монтан, снимавшийся вместе с Мэрилин Монро в фильме «Займемся любовью» («Миллиардер»), в какой-то момент воспринял название фильма буквально. О романе Ива с Мэрилин вскоре судачил весь Голливуд. Синьоре уехала в Европу, потом, после душераздирающих сцен с любовницей, которая сильно зацепила его чувства, к ней присоединился и Монтан. Брак был сохранен, хотя и ценой больших душевных страданий. А в 1962 году Монро умерла. «Где бы я ни был, как бы ни жил, Мэрилин всегда будет оставаться со мной, – писал артист в своих воспоминаниях. – И я не хочу гнать от себя ее образ. А если иногда все-таки гоню, то это просто означает, что я пытаюсь выжить, только и всего».
После Монро Монтана ждали новые успехи, новые женщины, новые скандалы. Он снялся в нашумевшем фильме об автогонщиках «Гран-При», где его соперника сыграл экзотический японец Тосиро Мифунэ, и в комедии «Дикарь» с прекраснейшей блондинкой Европы Катрин Денев. Его концерты собирали аншлаги, а пластинки расходились миллионными тиражами. Вместе с Симоной Монтан обратился к общим для них еврейским корням: в Израиле их принимал у себя Давид Бен-Гурион, а Синьоре снималась в израильских фильмах. В 1986 году Монтан спел в Иерусалиме «Дорогу олив». На этот раз он приехал один – за год до того Симона умерла от рака.
Единственного сына – Валентина – великому шансонье родила его помощница Кароль Амьель, которая была младше его на полвека. Монтан признал малыша и завещал ему и его матери все свое состояние, которое они вскоре и унаследовали. 9 ноября 1991 года на съемках «Острова толстокожих-5» у артиста случился инфаркт. Монтан умер в больнице.