Имя Вильгельма Гауфа всем нам знакомо с детства – ведь его перу принадлежат такие замечательные сказки, как «Карлик Нос» и «Маленький Мук». Но многие ли знают историю жизни самого сказочника?
Увы, увы! – чудесные истории Вильгельма Гауфа сегодня все больше известны по переложениям и адаптациям, да и набор их ограничивается «Карликом Носом» и «Маленьким Муком», в лучшем случае еще «Калифом-аистом». А как же сказочные шедевры Гауфа – «Холодное сердце» и «Сказание о гульдене с оленем», блестящая «Фантасмагории в Бременском винном погребке», сатирические романы «Странички мемуаров сатаны» и «Человек с Луны, или Сердечные порывы есть глас судьбы», романтический исторический роман «Лихтенштейн», которым зачитывались современники Гауфа?!
Стандартная фраза из биографий этого изумительного выдумщика: «Основное наследие Вильгельма Гауфа – три альманаха сказок». И неизменно в оценке его творчества присутствует сравнение с великим старшим современником – Гофманом, причем в том духе, что Гауф, конечно, не Гофман, но все-таки и его выдумки неплохи...
Ну да, Гауф не Гофман, несмотря на явно прослеживающуюся преемственность. Гауф – это Гауф, тем-то он и хорош!
Именно этот второй по старшинству ребенок из четырех детей почтенного секретаря министерства иностранных дел Августа Фридриха и его супруги Ядвиги Вильгельмины обессмертил фамилию Гауф. Мальчик воспитывался в доме деда по матери, жившего в Тюбингене – отец скончался, когда маленькому Вильгельму было всего семь лет.
Впоследствии эта ранняя утрата вплетет горькую строчку в радужные воспоминания о безмятежных детских годах в рассказе «Фантасмагории в Бременском винном погребке»: «О, упоительная пора сладких грез! Как радовали тебя книги с картинками, рождественские елки, материнская любовь, пасхальные недели и пасхальные яйца, цветы, птицы, оловянные и бумажные солдатики и первые штанишки и курточки, в которые одели твою маленькую бренную оболочку, гордую своим ростом. Вспоминаешь ли ты, как покойный отец качал тебя на ноге, а дедушка всегда позволял покататься верхом на его трости с золотым набалдашником? ...Вспомним то утро, когда меня привели в спальню к хорошо нам знакомому человеку, лицо которого стало таким бледным, и я, сам не понимая почему, поцеловал его руку.
Ведь не мог же я подумать, что злые люди, которые положили его в шкаф и накрыли черными покрывалами, не мог же я подумать, что они не принесут его обратно?!»
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Тюбинген, куда под крыло отца перебралась вместе с детьми бедная вдова Гауф, был славным университетским городом, где витал дух книжной премудрости – философии и поэзии. Не обошел он стороной и дом деда Вильгельма: там была собрана богатейшая библиотека, манившая мальчика: «Нам с тобой четырнадцать лет, о душа! Но как все изменилось за этот короткий срок! Детские игры, солдатики и всякий прочий хлам далеко позади, и мы с тобой, как мне вспоминается, читаем запоем. Теперь мы уже добрались до Гете и Шиллера, мы глотаем их, хоть и не все нам понятно. Или это не так? Нам с тобой уже все понятно?» К сожалению, стесненные обстоятельства не дали юному Гауфу простора для выбора при поступлении в знаменитый Тюбингенский университет – государственного вспомоществования заслуживало, на взгляд чиновников от культуры, лишь религиозное образование. И Вильгельму приходится изучать теологию.
Но последующие события показали, насколько юноша был далек от мысли посвятить себя церковной карьере – едва покинув университетскую скамью со степенью доктора философии и теологии, Гауф пробует себя на литературном поприще (правда, пока анонимно): публикует два своих стихотворения в антологии стихов «Военные и народные песни».
Увы, денег занятия литературой не приносят, и Гауфу приходится поступить на место гувернера при детях барона Эрнста Югена фон Хегеля. Гувернер из него вышел необычный: вскоре дети барона, а потом и остальные домочадцы были вовлечены в мир его фантазий – Гауф стал сочинять для воспитанников чудеснейшие истории, полные волшебства, захватывающих путешествий, увлекательных приключений, таинственных событий. Так родился его первый сборник, опубликованный в ноябре 1825 года под названием «Альманах сказок на 1826 год для сыновей и дочерей образованных сословий».
НАВЕЧНО МОЛОДОЙ
Альманах Вильгельм Гауф выпускает под собственным именем. А предшествовал этому скандал. Анонимно издав первую часть романа «Странички мемуаров сатаны», еще один свой роман – «Человек с Луны» – Гауф издает под именем популярного в то время автора легковесных бестселлеров X. Клаурена. Привлеченная именем модного писателя, публика стала расхватывать творение Гауфа, как горячие пирожки, однако вскоре обман был раскрыт, и двадцатитрехлетнего мистификатора оштрафовали по суду на 50 талеров.
Сразу вслед за сборником сказок, в апреле 1826 года, в свет вышел исторический роман молодого писателя – «Лихтенштейн». Он сразу полюбился немецким читателям – захватывающий сюжет, где приключения окутаны рыцарской романтикой, а в исторические реалии XVI века вплетается магия... Да и писательское мастерство Гауфа мало кого оставляло равнодушным. Это был успех!
Теперь Гауф мог позволить себе с головой погрузиться в литературную деятельность. В январе 1827 года он становится редактором престижной штутгартской газеты и вообще очень много работает: пишет рассказы, статьи, эссе, готовит к изданию второй и третий альманахи сказок.
Кроме того, в жизни Гауфа произошло еще одно счастливое событие – в начале 1827 года он наконец-то женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую влюблен с детства. Но наслаждаться счастьем Вильгельму Гауфу было отмеряно недолго. Осенью все того же 1827 года он простудился и слег. 10 ноября Луиза родила дочку Вильгельмину, а 18 ноября Гауф скончался от горячки, одиннадцать дней не дожив до своего двадцатипятилетия...