Возможно, причиной всему стало отсутствие электронной почты. Какой, собственно, Интернет в середине 60-х?! Так что, положив в пакет огромную стопку листов - рукопись романа "Сто лет одиночества", Габриэль Гарсиа Маркес вместе со своей женой Мерседес просто отправился в ближайшее почтовое отделение.
Как гласит история, услышав названную клерком необходимую для пересылки сумму, супруги выгребли содержимое карманов, но...
Вернувшись домой, Габриэль и Мерседес продали все ценное, что было у них на тот момент - миксер и фен, потому что верили: "Сто лет одиночества" - великий роман. И, собственно, не прогадали: первое крупное произведение Габриэля Гарсиа Маркеса принесло ему не только Нобелевскую премию, но всемирную славу.
Вера в человека может, конечно, свернуть горы...
Полный тезка одного из персонажей рассказа Агаты Кристи "Коттедж Соловей" Джеральд Мартин стал единственным "официальным" биографом великого колумбийца, и, конечно, не мог обойти этот эпизод стороной. Как, естественно, и многие другие.
Однако впервые вышедшая на русском языке его многостраничная биография писателя, помимо уважения к проделанной титанической работе, не может не вызвать и смущенную улыбку. Слишком уж символично выходит: последний из написанных романов Маркеса называется "Вспоминая моих грустных шлюх". И вот спустя семь лет на прилавках появляются воспоминания о самом нобелевском лауреате.
Тут, впрочем, все очень серьезно, начиная с цены (а книга стоит около 600 рублей) и заканчивая содержанием, потому как Джеральд Мартин, без сомнения, человек, заслуживающий доверия и умеющий сделать из нагромождения фактов роман, захватывающий, порой, почище произведений самого Маркеса.
Вот лишь несколько цифр: на написание книги "Габриэль Гарсиа Маркес. Биография", вышедшей в издательстве "СЛОВО/SLOVO", у профессора Питтсбургского университета и эксперта латиноамериканской литературы Мартина ушло 17 лет (и, кстати, лишь спустя 15 из них писатель похвалил его работу), в течение которых он взял более 300 интервью у самого колумбийца, а также его родственников, друзей и просто знакомых, включая Фиделя Кастро.
Ну, кто еще будет так стараться?
"Наверное, можно считать, что я - его единственный официально "не запрещенный" биограф. Это высокая честь", - признается сам Джеральд Мартин, и с ним нельзя не согласиться.
Потрудиться пришлось на славу. По словам самого автора, самым трудным оказалось проанализировать многочисленные мифы, придуманные о себе самим литератором, чтобы понять, есть ли в них хоть доля правды, ведь "почти каждое значимое событие в своей жизни Маркес описывал то так, то эдак" и прибегал к "мистификации и наглому интриганству, чтобы пустить журналистов или литературоведов по ложному следу".
Рассказ о родившемся в 1927 году писателе начинается аж с 1800 года и сопровождается большим количеством фотографий, так что у всех желающих есть прекрасная возможность посмотреть на снимки родителей будущей звезды мировой литературы, его достаточно многочисленных подруг, отдыхающего перед штурмом Гаваны Эрнесто Че Гевары, жены, детей, коллег, танков на улице Праги и самого писателя, мило улыбающегося на Красной площади.
Бесконечные имена пересекаются, переплетаются, чтобы в итоге превратиться в невероятно стройное кружево из строк и глав, в которых сосуществуют и личная жизнь, и политика, сеньориты и издатели, революционеры и люди искусства.
Впрочем, главное достижение Джеральда Мартина состоит, пожалуй, в том, что, в отличие от тех биографов, что млеют от своих "подопечных", он видит в Маркесе совершенно земную фигуру со всеми присущими простому человеку плюсами и минусами, о которых также не забывает упомянуть. Ответ на вопрос "Как ему это удается?" более чем очевиден: Мартин - не писатель или литературный критик, а профессиональный биограф.
"У каждого уважающего себя писателя должен быть англоязычный биограф", - пошутил как-то 84-летний ныне Маркес. Старик, конечно, кокетничал: его жизнеописание прочитали бы все, на каком языке его не напиши. Так что, отбросив в сторону присущий любому писателю цинизм, останется просто признать: водящий дружбу с певицей Шакирой, требующий независимости для Пуэрто-Рико, много лет страдающий от онкологии бывший пиар-менеджер и настоящая легенда и сам считает труд Мартина достойным похвал. А он, этот неутомимый Габриэль Гарсиа, весьма скуп на похвалы.