Скорее всего, новое детище Тима Бертона пройдет практически незамеченным. Однако настоящим фанатам легендарного режиссера не заметить "Франкенвинни" решительно невозможно, ведь после череды достаточно однотипных сказок с Джонни Деппом в главной роли Бертон вернулся к корням.
Оставив на время (хочется надеяться, что на долгое) все эти веселые картинки, мрачные песенки, компьютерные спецэффекты и нелепые кривляния, он, наконец, снял анимационный проект, способный соперничать с его же "Эдвардом Руки-Ножницы", "Кошмаром перед Рождеством", "Битлджусом" и "Эдом Вудом"...
История создания "Франкенвинни" больше похожа на анекдот. Она началась 28 лет назад, когда Тим Бертон, тогда еще сотрудник студии "Дисней", снял одноименную короткометражку. И получил за нее по полной программе: саму ленту признали негодной к показу детям и положили на полку, а г-н Бертон был уволен за перерасход средств.
Тут бы и похоронить проект. Ан нет!
В 2007 году все та же студия "Дисней" обратилась к Бертону с просьбой снять ремейк "Франкенвинни".
В общем, ребята прозрели, а Тим поднабрался опыта. Но браться за работу все же не спешил, будучи занятым во множестве других проектов, иные из которых, стоит признать, даже нет смысла вспоминать. Пока, наконец, звезды не сошлись.
О звездах, кстати, речь пошла не ради красного словца. Воскресив своих старых персонажей (созданных по его же рисункам, ведь Тим еще и неплохой художник), Бертон сделал все для того, чтобы они говорили теми же голосами, что и в 1984г. Так и получилось. А потому - о, чудо! - здесь не услышать ни Джонни Деппа, ни Хелены Боннем Картер, зато в сборе вся классическая бертоновская компания: Вайнона Райдер, Мартин Ландау, Мартин Шорт, Кристофер Ли и многие другие, давно ставшие классиками, но не растиражированные до отвращения.
Все вместе они отдали свои голоса мультфильму, который, хочется надеяться, так же станет классическим: черно-белой кукольной ленте, нагоняющей страха, вышибающей слезу и открывающей новые смыслы слова "готика".
Здесь, в общем-то, все просто.
Живет себе мальчик Виктор (вспомним, что в бертоновском "Трупе невесты" героя звали точно так же, и не будем забывать о Викторе Франкенштейне - герое знаменитого романа Мэри Шелли) и не тужит. А еще воспитывает любимого песика Спарки (напомним, что точно так же зовут одного из персонажей "Южного парка" - песика, впервые появляющегося в серии "Большой Эл-гомосек и его гомояхта", где выясняется, что он голубой). И все бы было и дальше хорошо, если бы Спарки не погиб в результате несчастного случая, а мальчик, не желая мириться с потерей друга, не призвал на помощь науку.
И вот тут стоит еще раз вспомнить и "Франкенштейна", и "Южный парк", потому что в романе, как знают все, покойника удалось оживить, а в мультсериале песик Спарки, когда его пытаются "переориентировать", сбегает, но позже возвращается обратно.
Дальше несложно догадаться, что произойдет у Бертона. Виктор возвращает своего питомца к жизни, тот сбегает, а друзья героя, его родители, учителя и жители городка узнают, что возвращение к жизни домашнего питомца может повлечь за собой неожиданные и даже ужасные последствия!
Рассказывать дальше - лишь разрушать интригу и портить все впечатление от просмотра, хотя можно, конечно, заинтриговать тем, что действие фильма разворачивается в вымышленном городе Нью-Холланд, который во многом напоминает калифорнийский город Бербанк периода 1970-х годов, в котором вырос Тим Бертон. Или тем, что для съемок было создано более 200 различных кукол и элементов декораций, 17 идентичных копий Виктора Франкенштейна и 12 копий песика Спарки! Но все это - уже малозначимые детали.
Тут ведь ни прибавить, ни убавить. Хотели, ждали столько лет - получите настоящую бертоновскую мрачно-прекрасную историю на полтора часа, получите музыку Дэнни Элфмана, получите оживших покойников и похожих на мертвецов живых, получите невероятный мир и... узнайте во всем этом себя, своих близких, коллег, соседей, друзей и врагов.
Это, наверное, и есть одно из свойств настоящего кино: напоминать нам о себе, пусть даже представить себя в таком виде никому не приходило в голову.