За 11 месяцев текущего года в России было реализовано почти 2 млн иномарок, что на 31% больше прошлогоднего показателя. Перелом тенденции к росту продаж наметился в ноябре: по данным исследования Ассоциации европейского бизнеса, в минувшем месяце объем продаж зарубежных автомобилей на российском рынке упал на 15 процентов. Наибольшее падение наблюдается в самом дешевом секторе, представленном такими марками как Chevrolet и Daewoo.За 11 месяцев текущего года в России было реализовано почти 2 млн иномарок, что на 31% больше прошлогоднего показателя. Перелом тенденции к росту продаж наметился в ноябре: по данным исследования Ассоциации европейского бизнеса, в минувшем месяце объем продаж зарубежных автомобилей на российском рынке упал на 15 процентов. Наибольшее падение наблюдается в самом дешевом секторе, представленном такими марками как Chevrolet и Daewoo.
Главными причинами падения спроса стали резкое снижение уровня доходов во всех социальных группах, сокращение объемов и ужесточение условий кредитования, а также общий рост неуверенности населения в своем финансовом будущем. В наибольшей степени от падения продаж пострадали автомобили низшей ценовой группы – $10-20 тысяч. Именно их покупатели наиболее часто прибегали к услугам автокредитования, причем с минимальным первоначальным взносом или вообще без него. Ужесточение условий кредитования практически полностью закрыло эту группу потребителей. Несколько лучше обстоит ситуация в средней ценовой категории ($20-50 тыс.) и премиум-секторе. Однако и здесь перспективы не самые радужные.
В будущем году стоит ждать падения продаж, пояснил в эфире радио Business FM директор по маркетингу группы компаний "Автомир" Владимир Петров: "Я думаю, что продажи, возможно, сократятся процентов на 15, максимум, на 20". В общей сложности эксперты прогнозируют падение продаж новых иномарок во всех секторах на 15-40 процентов.
Примечательно, что падение спроса не повлечет за собой снижение цен на новые автомобили иностранного производства. Единственной реакцией на сокращающийся спрос для ведущих автопроизводителей является снижение производства (до полной его остановки), что уже происходит на многих автозаводах мира. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и на заводах иностранных компаний, работающих на территории России. Поэтому надежды на покупку резко подешевевших из-за кризиса "Фордов" или "Фольксвагенов" российской сборки вряд ли оправданны. Скорее наоборот – отпускные цены на новые иномарки, несколько возрастут. Таким образом производители попытаются снизить издержки, связанные с сокращением выпуска.
На этом фоне ожидается резкое оживление вторичного рынка. Оно будет происходить не за счет подержанных автомобилей, ввозимых из-за рубежа (с принятием новых пошлин их судьба практически решена), а, в первую очередь, за счет перераспределения уже имеющихся на руках у населения иномарок, купленных ранее на территории России. Снижение доходов и отказы от кредитных машин сформируют достаточное предложение сравнительно новых автомобилей с небольшим пробегом и заводской гарантией.
Крайне сомнительным является утверждение некоторых экспертов о том, что с усугублением кризиса на рынке появятся дешевые автомобили, изъятые банками у несостоятельных кредиторов. Общая тенденция в любом случае будет задаваться априори дорогим и весьма узким рынком новых автомобилей. Поэтому трудно представить, что кто-то решится испортить эту "малину", наводнив рынок дешевыми "отказными" машинами. Без сомнения, найдутся десятки, если не сотни фирм, располагающих достаточными средствами, которые возьмут на себя роль посредников, "выравнивающих" цены "отказных" авто со средними рыночными. Неизбежным кажется и появление полуофициальных альянсов между такими компаниями и банками, поставляющими "отказной" товар.
Не стоит также недооценивать и самих автовладельцев, "попавших" с автокредитами. Вряд ли большинство из них смирится с тем, что их новые автомобили пойдут в зачет выплат по кредиту по явно заниженным ценам. Уже сегодня существует достаточное количество полностью или относительно законных способов продажи заложенных машин без особого ущерба для их владельцев и самих банков. В том случае, если ситуация с невозвратами автокредитов будет усугубляться, число подобных способов и помощников в их реализации многократно возрастет.
Таким образом, сегодня с высокой степенью уверенности можно сказать, что российский автомобильный рынок ждут серьезные перемены. Главной особенностью станет заметное сокращение его объемов (15-40%) на первичном уровне с незначительным повышением цен по сравнению с 2008 годом. На оживившемся вторичном рынке тоже не стоит рассчитывать на снижение цен, так как преимущественно это будет рынок достаточно новой техники, купленной в российских автосалонах. Увеличенные пошлины станут серьезным препятствием для поступления из-за рубежа по частным каналам более старых иномарок, а ввоз дешевых праворульных машин из Японии в ближайшие 2-3 года, по всей видимости, вообще перестанет существовать как отдельный вид бизнеса.