Константин Алексеевич Коровин (мир прекрасного)

Дикие Хозяйки

Коровин К.А. (1861-1939) - один из создателей и самая значительная фигура русского импрессионизма в живописи. Художник внес свой вклад также в становление стиля модерн архитектурными проектами выставочных павильонов, эскизами керамики, мебели, тканей. Ему принадлежала значительная роль в реформировании отечественного театра. Ученик К.А. Саврасова и В.Д. Поленова, Коровин в ранних работах проявил себя как их верный последователь. Но пошел дальше своих учителей и в "Портрете хористки" (1883) первым из русских художников обратился к импрессионизму. И.Е. Репин отозвался о картине неодобрительно: "Это живопись для живописи только". И в самом деле, для Коровина важнее всего была не внешность модели, вполне заурядная, и не психологический анализ характера, а возможность языком живописи, свежестью и чистотой цвета, энергией раздельного мазка раскрыть новую для зрителя красоту и гармонию мира. Новаторство художника далеко не сразу было понятно и принято его современниками.

В 1885 году Коровин вошел в Абрамцевский художественный кружок Саввы Мамонтова и участвовал во всех его начинаниях. Он оформлял спектакли мамонтовской "Русской частной оперы" (1895-1900), работал в гончарной мастерской в Абрамцеве, путешествовал с Мамонтовым по Европе. Под впечатлением поездки в Испанию написана картина "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1886), хранящая следы влияния старых испанских мастеров. "Северная идиллия" (1886) - одно из первых отечественных декоративных панно в стиле модерн - было навеяно впечатлениями от постановки "Снегурочки" А.Н. Островского в декорациях В.М. Васнецова на сцене мамонтовской оперы. Вместе с В.А. Серовым Коровин в 1894 году совершил поездку на Север, по местам строительства железной дороги, проводившегося Мамонтовым, откуда привез множество этюдов ("Мурманский берег", "Ручей св. Трифона в Печенге"). Это было живописное открытие Севера. В 1896 году Коровин создал проект павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. В конце 1890-х годов он был привлечен С.П. Дягилевым к участию в художественном объединении "Мир искусства" и оформил обложку для первого номера одноименного журнала. В 1900 году Коровин возглавил художественную часть русского отдела Всемирной художественной выставки в Париже. Он стал автором архитектурного проекта Кустарного павильона и оформителем интерьеров павильона "Окраины России". В том же году Коровин начал оформлять спектакли в Императорских театрах Москвы и Петербурга. С 1903 года он стал художником Большого театра, а в 1910-1919-х годах был главным декоратором и художником-консультантом Императорских театров в Москве.

К концу 1890 - началу 1900-х годов относятся наиболее проникновенные лирические пейзажи К.А. Коровина, посвященные России, например маленький шедевр "Зимой" (1894), "Сараи" (1900) и др. В 1900-1910-е годы Коровин почти ежегодно бывает в Париже. Одной из ведущих тем его творчества становятся виды Парижа, его улицы, площади, кафе. Особенно часто художник обращается к изображению ночного города, создав серию пейзажей "Огни Парижа". Коровин регулярно работает на юге Франции и России. Интенсивный солнечный свет, а также влияние французского импрессионизма окончательно очищают его палитру от влияния темных красок, она становится многоцветной и яркой. На живописную манеру художника все большее воздействие оказывает театр, она приобретает размашистость, декоративную эскизность. В1910-е годы Коровин создает серию блестящих натюрмортов ("Рыбы, вино и фрукты", "Розы и фиалки" и др.), в которых предметный мир поглощается живописной стихией, растворяется в ней. Самодовлеющая живописность - артистизм кисти, экспрессия мазка, эффектная декоративность колорита - становится главным содержанием многих работ 1910-х годов. Полны живописной и эмоциональной экспрессии и портреты Коровина (Н.Д. Чичагова, 1902

И.А. Морозова, 1903

Ф.И. Шаляпина, 1905), как правило передающие миг праздничного душевного подъема модели.

В 1923 году Коровин выехал за границу. Он поселился во Франции, где работал до конца жизни, преимущественно как художник театра.

"Третьяковская галерея. Путеводитель". Авангард, 2000 г.

разместил(а)  Дубинина Тамара


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: