Ренато Гуттузо (мир прекрасного)

Дикие Хозяйки

Дерзкий новатор и продолжатель традиций, несостоявшийся адвокат, любимец публики и женщин – все это Гуттузо. Но так можно охарактеризовать почти любого видного творческого деятеля эпохи – с разницей лишь в названиях официально полученных профессии.

В чем отличие Гуттузо от других гениев? В уникальной способности к трансформации художественного мира полотен и собственного мироощущения. В способности принимать множество обличий и сочетать в себе искренность селянина и изысканность представителя римской богемы. Эта уникальная многоликость вылилась в контрастность и необычайную по силе энергетику полотен.

Он был красив, силен и вспыльчив. Его взгляд – как выстрел, непослушные вихры волос и не лишенная аристократизма походка. В «Кафе Греко» в Риме, в окрестностях прекрасной «вилла ди Вилате» или среди скамеечек его любимого рынка Вуччиррия в Палермо, женщины не отрывали от него глаз, даже мужчины попадались на удочку патриархального обаяния.

Свидетельства тому - организованные им содружества художников, аншлаги на выставках, бешеный успех его картин во всех художественных галереях мира. Его окружал ореол порочного красавчика, но в сердце своем Ренато Гуттузо всегда оставался простым сицилийским.

Считается, что Ренато Гуттузо родился 26 декабря 1911 года. На самом деле он родился 2 января 1912 (26 декабря 1911 года), просто его родители не хотели его регистрировать в Багерии, пригороде Палермо, из-за того, что у них были плохие отношения с местными властями, а подождали, пока новорожденный окрепнет, и зарегистрировали его в муниципалитете Палермо.

Его отец был мелким чиновником, кем-то вроде землемера, но увлекался акварелью. Это увлечение перешло и к Ренато. В шесть лет он уже рисовал вполне сносные картинки, в восемь – копировал пейзажи старых мастеров, обязательно добавляя что-нибудь свое.

Когда Гуттузо исполнилось тринадцать лет, он стал подписывать и датировать свои работы. Это были, главным образом, пейзажи его родной Сицилии. Среди них можно отметить вид залива Палермо, при написании которого он использовал опилки, чтобы достоверней изобразить морской прибой. Так сказалось его стремление к новаторству.

В этот период он также рисовал портреты, подражая Грациеле. Особенно хорош портрет отца художника Джоакино Гуттузо Фазуло, написанный в 1930 году. В этот период он уже посещал судию местного художника-футуриста. Он также активно сотрудничает с газетами, в основном левого толка. Левые идеи тогда были очень популярны в Италии. Он пытается учиться на адвоката, но вскоре бросает учебу, юриспруденция его не увлекает.

В 1932 году две работы Гуттузо выставлялись в Риме, и были приняты весьма благосклонно. Через год картины Гуттузо увидел Милан. Художник больше не мог оставаться в сицилийском захолустье, вдали от городов, где кипела художественная жизнь, и перебрался в Перуджу. Там он устроился работать реставратором в местную галерею, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

Его герои изменялись вместе с ним. Творческий путь Гуттузо – путь от создания первых удивительных в своей простоте и искренности героев, его земляков сицилийских крестьян, до перенесения на полотна неистовых, почти бунтующих образов. Поздние знаменитые полотна «Бегство от Этны», написанного в 1937 году, и «Вуччиррия», изображающая рынок в Палермо, художник рисует в чисто условной манере, резко диссонирующей с социальным, вызывающе политическим содержанием его картин на темы сельской и крестьянской жизни. Затем он приехал в Рим и организовал группу художников, в которую вошли Биролли, Фонтана и Периско.

Началась Вторая Мировая война. Гуттузо вступил в ряды Сопротивления. В это время он пишет серию картин "Gott mit Uns" (с нами Бог) – девиз, выбитый на пряжках ремней немецких солдат, в которых в полной мере проявился его полемический задор. Гуттузо ни разу не изменил своей личной «идеологической кампании», кульминацией которой стало полотно открыто антифашистской направленности «Похороны Тольятти». После войны он подражает стилистике раннего Пикассо, с которым познакомился в 1945 году и дружил до конца жизни великого испанца, манере его знаменитого «голубого периода».

Ранимое сердце Гуттузо, развитое чувство гражданского долга, утонченный артистизм – все эти качества привели его к созданию 12 июня 1946 года «Нового Фронта» (Fronte Nuovo), которому суждено было радикально изменить художественный климат страны.

В 1950 году, в Варшаве, Ренато Гуттузо была вручена Премия мира, и тогда же его первая персональная выставка прошла в Лондоне. Он получил всемирное признание.

Свидетелем на его свадьбе был сам Пабло Неруда, который к этому событию сочинил поэму. В 1968 году Гуттузо пишет картины, отражающие тогдашнюю ситуацию во Франции и в Европе. Он едет в Париж, где рисует молодых людей – участников первых маршей протеста, переросших впоследствии в так называемый движение под названием «Французский май».

С 1969 года вместе со своей подругой Мартой Марцотто – роскошной графиней, когда-то великосветской дамой, а ныне моделью, он постоянно живет в Риме, на легендарной «виа Маргутта», улице художников. Это особый период в творчестве Гуттузо, когда на полотна выливается все самое близкое сердцу художника – не только любовь, но и боль, ненависть, разочарование. Он пишет ряд сугубо автобиографических полотен, среди которых один из его шедевров «Грустная ведьма», написанный в 1982 году.

В эпоху крутых перемен в общественной и культурной жизни, художественный стиль Гуттузо не меняется, он живет так, как будто именно он и является осью времён. В недрах его души продолжает бурлить его цветущая и сияющая Сицилия. Его глубокая человечность объемно и противоречиво проявляется во всех его работах. Холсты Гуттузо, нервные и напряженные, но всегда узнаваемые – средоточие всех страданий этого мира.

В 1972 Гуттузо стал лауреатом Ленинской Премии Мира и почетным членом Союза художников СССР. В Академии художеств прошла его выставка, которую посетило не слишком много людей. В советской прессе появились хвалебные статьи. Но время было уже не то, и он так и не стал у нас культовой фигурой вроде Рокуэлла Кента, Поля Робсона или Ива Монтана. К тому же итальянских коммунистов в Москве подозревали в ревизионизме. А Гуттузо был коммунистом, а вскоре стал еще и сенатором от компартии.

Умер Гуттузо 18 января 1987 года. Все свои главные работы он завещал Галерее современного искусства в Риме. Часть работ вместе со своим богатым архивом он передал своему родному городу Багерия, где он и похоронен. На его могиле стоит памятник работы другого знаменитого итальянца – Джакомо Манцу.

разместил(а)  Прокопенко Сергей


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: