Фермеры называют эти машины мини-тракторами, охотники, выбирающиеся из лесных дебрей с богатой добычей – мотовездеходами. Весь мир знает их как ATV – All Terrain Vehicles – транспортное средство для езды по бездорожью, а в России они более известны как квадроциклы. Эволюцию от прародителя - мотоцикла до четырехколесника ATV прошли менее чем за полвека. Их непосредственным предком стал трицикл, который в 1970 году разработала одна из известных японских компаний. Правда, на родине изобретение поначалу как-то не прижилось. В позиционируемых как помощники по хозяйству трициклах японцы не разглядели главного – возможности на них как следует «оторваться». Однако стоило им оказаться на калифорнийских пляжах, как трициклы ждал не просто оглушительный успех, а настоящий фурор. Они носились по золотистому песочку как необъезженные мустанги. Желание оседлать трициклы нередко стоило здоровья их хозяевам - на первом же крутом повороте они норовили сбросить седока.
С появлением четвертого колеса в 1982 году квадроциклы стали более устойчивыми. Закрепив за машинами этот признак, инженеры приступили к их селекции. И скоро возникла возможность выбирать себе ATV соразмерно цели. С этого момента их победное шествие по миру уже невозможно было остановить – АTV прочно завоевывали симпатии все большего количества людей. Наравне с «рабочими лошадками» появились туристические, спортивные и даже детские квадроциклы.
Классификация ATV довольно условна, однако между классами квадроциклов существуют некоторые существенные различия, как во внешнем виде, так и в конструкции. Квадроциклы, предназначенные для работы на приусадебном участке, можно сразу узнать по большим багажникам спереди и сзади, а также по всевозможному навесному оборудованию. Они способны чистить снег, стричь газоны, пахать землю, тянуть прицеп с урожаем на ближайший рынок.
Детские квадроциклы отличаются компактными размерами, наличием автоматической трансмиссии, менее мощными моторами. Большинство детских квадроциклов рассчитаны на подростков 12-16 лет. Однако существуют и модели для младшего возраста: в них предусмотрено дистанционное отключение двигателя и регулировка максимальной скорости.
Квадроциклы, «заточенные» под спорт, выделяются агрессивным дизайном. Эти заднеприводные ATV снабжены длинноходной энергоемкой подвеской, которая «отрабатывает» приземление после прыжка, и рассчитаны на высокие скорости.
Туристические квадроциклы - это машины, предназначенные для преодоления серьезного бездорожья. Они снабжены мощными двигателями, имеют полный привод, раздаточную коробку с понижающей передачей. Их широкие колеса с шинами низкого давления пройдут по снегу, песку, раскисшей грязи. Этой универсальностью квадроциклы выгодно отличаются от своих «родственников» - мотоциклов и снегоходов, использование которых имеет сезонный характер.
Глядя на туристические квадроциклы, возникает ощущение, что для них не действуют законы физики: ATV могут абсолютно все – осилить любое препятствие. Например, они легко могут взять склон, куда непросто подняться пешком, преодолеть болото или даже глубокую реку. Нет, он не умеет передвигаться по воде, однако достаточно поместить по накаченной камере под каждый мост и водитель может плыть, толкая его перед собой. Вызывавшие поначалу иронию у владельцев брутальных джипов, маленькие и неказистые с виду квадроциклы доказали свою состоятельность, участвуя в сложнейших соревнованиях на бездорожье – трофи-рейдах.
Туристические квадроциклы сегодня прочно обосновались не только в гаражах владельцев загородных домов. Даже небольшие базы отдыха, не говоря уже о крупных пансионатах, имеют несколько единиц прокатной техники и организуют непродолжительные прогулки по своим живописным окрестностям. Квадроциклы участвуют в пейнтбольных баталиях и добавляют изюминку корпоративному отдыху на природе.
В начале этого века, пережив еще один виток эволюции, ATV перестали быть машинами для эгоистов. Чтобы взять с собой в путь симпатичную спутницу или компаньона, теперь достаточно одного длиннобазного квадроцикла. Инженеры поместили пассажира за спиной у водителя, установив ступенчатое сиденье, естественным продолжением которого стала удобная спинка. Двухуровневое положение седоков обеспечивает пассажиру великолепный обзор. Такая модель квадроцикла помогает оценить людям, далеким от внедорожных рейдов, всю прелесть и азарт поездок на ATV.
ATV провоцируют на приключения, поэтому в России не случайным стало появление многодневных путешествий – сафари на квадроциклах. Родиной таких туров является Карелия.
Этот северо-западный регион, всемирно известный своими уникальными архитектурными памятниками на островах Кижи и Валаам, отличается разнообразием ландшафтов: песчаные дюны Ладожского озера здесь соседствуют с хвойными зарослями, испещренными широкими колеями лесовозов, заболоченные участки с нагромождениями камней. О том, какой сложности здесь можно организовать маршруты, говорит уже только сам факт, что именно в этих местах проходит «Ладога трофи» - крупнейшее в мире соревнование для полноприводных автомобилей и ATV. Серьезные экспедиции делают и на севере Карелии – в Калевальском районе.
Нитки маршрутов проложены по разным местностям, с разным рельефом, сложность прохождения которого в конечном итоге определяет сложность тура. Здесь по пути следования встречаются старые заросшие дороги, вырубки, болота и пересеченная местность. Все они имеют разного рода природные и неприродные препятствия, замедляющие привычный ритм движения: на лесных дорогах – камни, кочки, глубокие ямы, заваленные деревья и разрушенные мосты
на болотах – разливы и топи, камни и коряги.
При выборе тура главное понимать, что именно Вы хотите в конечном итоге: насладиться непринужденной поездкой, научиться грамотному вождению квадроцикла, испытать себя или войти в число известных путешественников-экстремалов. Каждая поездка начинается с инструктажа, во время движения гид объясняет и контролирует прохождение каждым членом группы нового вида препятствий – это основа всех подобных туров.
Если туристы не настроены на серьезную борьбу с бездорожьем, им предлагают своего рода «коктейль» из красивых видов, ярких впечатлений и комфорта преодоления проблемных участков дороги. В Карелии такие туры проходят по берегу Сямозера. Туристы посещают старинные карельский деревни: Сяргилахты (место съемок фильма «А зори здесь тихие …»), Рубчейлу - место обитания этнической группы карел-ливвиков, сохранившую свою уникальность в расположении домов.
Во время туров на квадроциклах участникам выдают грязезащитные комбинезоны, не говоря уже о столь необходимом для сафари на квадроциклах защитном шлеме. В качестве обуви турфирмы рекомендуют приобрести высокие непромокаемые сапоги с фольгированным вкладышем.
Некоторое время сафари на квадроциклах воспринимались как летний вид отдыха, потом стали популярным развлечением в межсезонье. Сравнительно недавно появились полноценные зимние туры.
Сегодня сафари на квадроциклах появились во многих российских регионах. В Подмосковье трассы проложены по лесам и поймам рек Оки и Лопасни - на границе Приокско-Террасного биосферного заповедника
вблизи Истринского водохранилища. Прибайкалье зазывает красотами дикой cибирской тайги и видами глубочайшего озера планеты. Туристам предлагают прогулки на ATV по острову Ольхон c посещением таких известных достопримечательностей как скала Шаманка - одна из девяти святынь Азии, мыса Хобой, мыса Саган-Хушун.
На Алтае туристы могут совершить несложные путешествия вдоль бирюзовой Катуни или отправиться в многодневные экспедиции к ледникам. В Мурманской области действуют маршруты по самой северной части европейской России - полуострову Рыбачий, настоящему музею Великой Отечественной войны под открытым небом.
Стоя в пробке на запруженной артерии мегаполиса, мы иногда размышляем об возможности совершить что-нибудь, что позволит приподняться над железной логикой технического прогресса, почувствовать себя сильным и свободным.
Квадроцикл дает этот шанс…