Зальцбургcкий фестиваль. Зальцбург, Австрия

Дикие Хозяйки

Уже более 80 лет на родине блистательного Моцарта ежегодно проходит Зальцбургcкий музыкально-театральный фестиваль, на который съезжаются до 250 тыс. зрителей. Многие называют его самым престижным в Европе. Обычно он проходит в июле – августе.Фестиваль основали в 1920 г. режиссер Макс Рейнхардт и композитор Рихард Штраус, которые стремились увековечить этим память о Моцарте в его родном городе. Со временем Зальцбургский фестиваль стал одним из крупнейших мировых культурных событий.

Среди посетителей фестиваля около 75% - иностранные туристы. Бюджет Зальцбургского фестиваля составляет 40-45 млн. евро. Примерно половина – это доход от продажи билетов. Остальное - взносы спонсоров (среди них Audi, Nestle, Siemens) и поступления от оплаты за аренду помещений, трансляции концертов по радио и телевидению, совместных проектов и т.д.

В дни фестиваля центр города превращается в своеобразную сценическую площадку, на которой главенствует музыка Моцарта. Его мелодии звучат из окон кафе, в магазинах, на улицах, из мобильных телефонов. Впрочем, музыка на фестивале в Зальцбурге самая разная.

Среди уличных музыкантов можно увидеть, например, русских гармонистов и балалаечников. Много артистов оригинального жара. Они играют на колокольчиках, отстукивают вальсы и мелодии на бутылках или пивных кружках. В фестивале участвуют и духовые оркестры, сопровождая своей музыкой шествия циркачей, уличные спектакли кукольных театров или процессии кулинаров и кондитеров. Узкие улочки заполнены множеством людей. Неизменно много народу у дома на берегу реки Зальцах, где родился композитор.

Везде продаются знаменитые конфеты «mozartkugel», которые кондитер Пауль Фюрст придумал здесь в 1890 г. Местные кондитерские Fuerst - единственного место, где их до сих пор делают вручную. Только эти конфеты являются натуральными. Они продаются в серебристо-синей обертке, а выпущенные по лицензии, упакованы в золотисто-красную фольгу. В кондитерских Fuerst можно не только попробовать конфеты, но и посмотреть, как их делают. А покупать их лучше в супермаркетах, где они раза в три дешевле, чем в магазинчиках.

За время фестиваля в Зальцбурге проходит около двухсот представлений в самых разных жанрах – оперы, драматические и хореографические спектакли, выступления симфонических и камерных оркестров. Наиболее престижные программы идут во Дворце фестивалей/Felsenreitschule. В Зальцбургском фестивале неоднократно принимали участие советские и российские исполнители. Россия была представлена, например, оперой Мариинского театра «Война и мир», дирижер – Валерий Гергиев, главные партии - Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко. Среди драматических постановок была пьеса Чехова «Чайка» в исполнении немецкого театра «Ландес».

Около сорока лет, до 1991 г., председателем оргкомитета был выдающийся австрийский дирижер Герберт фон Караян. При нем фестиваль превратился, пожалуй, в крупнейшее музыкальное событие Европы. Бельгийский иммпрессарио Жерар Мортье, сменивший Караяна, расширил репертуар фестиваля благодаря включению в программу театральных спектаклей в постановке ведущих режиссеров современности. Среди них Петер Штайн, Патрис Шеро, Кристоф Марталер известные своим экстраординарным творчеством.

По инициативе Мортье в Зальцбурге был представлен рок-мюзикл американского кинорежиссера Хэла Хартли, в основу которого легли события в Техасе в 1993 г., когда 74 члена евангелической секты, в том числе и дети, погибли от пожара во время штурма их фермы агентами ФБР.

Непременным условием включения того или иного произведения в программу является новаторский подход к его режиссуре и сценографии. Встреча со «скучной классикой» зрителям не грозит, но использование старых, «первозданных» исполнительских и постановочных приемов может стать одним из способов такого «обновления». Что было сделано, например, в опере Моцарта «Милосердие Тита», ставшей сенсацией сезона 2002 г. Одной из последних новаций стали хореографические спектакли, которые ввел в программу фестиваля его новый арт-директор Петер Ружичка.

Не все эксперименты с классикой, однако, принимаются, благосклонно. С треском провалилась в 1999 г. премьера “Дон Жуана” в постановке всемирно известного итальянца Луки Ронкони (в главной партии был занят Дмитрий Хворостовский). «В штыки» зрители и критики встретили попытку привнесения в оперетту Йоганна Штрауса “Летучая мышь” мотивов наркомании и гомосексуализма немецким режиссером «скандалистом» Хансом Нойенфельзом.

27 января 2006 года Зальцбург отмечал 250-летие со дня рождения великого земляка – Моцарта. В этот день зазвучали колокола всех церквей города. Жители Зальцбурга гордятся и чтят память великого композитора.

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: