В Европе лето считается горячим временем. Во всех уголках Старого Света активизируются театры, начинаются масштабные фестивали, на всех площадках бурлит жизнь – словом, делается все, чтобы туристы, да и просто горожане, не скучали. В России совершенно другая картина. Именно сейчас, когда российская столица полна гостей, артисты наших театров разъезжаются на гастроли либо массово уходят в отпуск.Июль и август в Москве традиционно называют «мертвым сезоном». Хотя почему мертвым? Почувствовав, что ниша пустует, зрителей бросаются развлекать антрепризные компании. И зарабатывают на этом неплохие деньги. Почему театры не хотят даже в кризисные времена изменить традиции и остаться летом в строю, какие московские театры являются «чемпионами по каникулам» и когда они откроют сезон, выяснили «Новые Известия».
В среднем ведущие театры Москвы летом не играют спектакли около полутора месяцев. Рекордсменом по летнему отдыху в этом сезоне стал РАМТ, который закрыт для зрителей 97 дней подряд. Такой отпуск Молодежного театра объясняется просто: в июне шел косметический ремонт. Пока рабочие обновляли фойе и зал, актеры репетировали несколько премьерных спектаклей будущего сезона: 5 июля была генеральная репетиция спектакля «Под давлением». А вплоть до 28 августа РАМТ отдал свою площадку под ежегодный летний фестиваль балета. Аналогично обстоят дела и в целом ряде столичных театров. Например, труппа Театра Моссовета в июне и июле гастролировала в Саратове, Самаре и Израиле, а их основная площадка была отдана Международному чеховскому фестивалю.
Время «мертвого сезона» никто не контролирует. Это подтвердила «Новым Известиям» и начальник Отдела по работе с театральными деятелями Москвы и Московской области Союза театральных деятелей России Татьяна Никитина: «Театры вольны сами распоряжаться своим временем. Никто не вправе указывать им, когда закрывать и открывать сезон. И если нужно для ремонта два месяца – они закрываются на это время, но закулисная работа все равно ведь не останавливается». С другой стороны, как выяснили «НИ», отпуск актера согласно законодательству должен составлять стандартные 28 календарных дней. То есть свободного времени у артиста столько же, сколько у юриста или бухгалтера.
И все же удивительно, что в разгар сезона отпусков одновременно закрывается столько театров, составляющих культурное достояние страны. Тем более что лето, театр и отдых – одного поля ягоды. Летом Москву посещают (по разным оценкам) от 1,5 до 2 млн. иностранных туристов и около 5 млн. российских. И вот тут начинается сбой. Когда туристы подходят к театральным кассам – видят, что сезон закончен, закрыты лучшие театральные площадки. Из крупных репертуарных театров сейчас в Москве работают «Современник», Театр Романа Виктюка, Школа драматического искусства, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, а также «Ленком» и Большой театр, которые на этой неделе завершают сезон. «Очень обидно, что все одновременно уходят в отпуск», – сказала «Новым Известиям» актриса Ростовского Молодежного театра Маргарита Лобанова. Каждый год Маргарита Александровна приезжает в Москву – «походить по театрам». Но плотная занятость в репертуарном театре не позволяет ей приехать среди сезона. «Сто лет не была в Театре Вахтангова, – говорит она, – хотя вахтанговская школа мне как актрисе очень близка. Приходится довольствоваться тем, что есть. Но в этом году крупно повезло – попала на несколько спектаклей Мастерской Фоменко».
Довольствоваться тем, что есть, приходится и другим приезжим. И в этом плане Москва не похожа ни на одну из театральных столиц мира. Например, в Европе нет понятия «мертвый сезон», поскольку летом театральная жизнь здесь не замирает, а напротив – это самое время для музыкальных и театральных фестивалей, спектаклей под открытым небом и многочисленных шоу. Скажем, в Брюсселе летняя театральная программа состоит из зрелищ, которые специально придуманы для туристов. В числе прочих здесь ежегодно проходит костюмированное шествие «Омеганг», имитирующее вступление в Брюссель свиты императора Карла V. Тысячная массовка облачена в костюмы начала ХVI века. В культурной жизни Стокгольма затишья также не наступает. Смещаются лишь акценты. Из камерных залов театр выходит на улицу, чтобы вовлечь в праздник как можно больше зрителей. Главная проблема городских властей – составить расписание фестивалей, чтобы они не проходили одновременно. Подобная фестивальная нагрузка крайне необходима Стокгольму, поскольку в разгар сезона город пропускает через себя многочисленные потоки туристов, сюда заходят и круизные лайнеры, курсирующие по Балтике. Достаточно всего одной недели без событий – и в следующем году город потеряет несколько десятков турфирм, которые посоветуют туристам выбрать другой маршрут. Для Стокгольма это стало бы бедой, поскольку каждый турист оставляет здесь в среднем сто евро в день.
Репертуарные театры Москвы пока не делают ставку на туристов, и приезжим приходится выбирать между антрепризой и цирком. Директора и участники антрепризных проектов давно открыли для себя этот закон, поэтому летом плотно арендуют площадки знаменитых театров. «Чёс», колесящий в течение года на периферии, летом оказывается в центре внимания театральной публики. Подливают масла в огонь распространители билетов, предлагающие на вокзалах и в метро билеты во МХАТ или в Театр Вахтангова, и только на месте оказывается, что спектакль не является репертуарным и подчас проигрывает в качестве. Вместе с антрепризой пустующую нишу в период «мертвого сезона» закрывают и международные фестивали. Правда, в Москве они проходят камерно и не имеют такого размаха, как в том же Стокгольме.
И все же есть исключения. Слегка оживить «мертвый сезон» решили в Театре Гоголя. Не первый год подряд коллектив театра специально уходит на покой в середине мая, но уже в первых числах августа радует зрителя спектаклями. В этом году к нему добавился и еще один «нарушитель» порядка – московский театр «Эрмитаж». Не работая с 31 мая, он откроется уже 6 августа. Причины этого объяснил «НИ» директор «Эрмитажа» Владимир Жорж: «Кто-то ведь должен броситься грудью на амбразуру и дать зрителю зрелищ, которых он жаждет! А если серьезно, то мы открываем сезон раньше, поскольку финансовый кризис поставил театры в незавидное положение. Во Франции увеличили финансирование культуры на 40%, а у нас, наоборот, урезают бюджет. Что такое бюджетные средства, выделенные на гастроли или на празднование юбилеев, мы забыли. А между прочим, следующий сезон у нас юбилейный – пятидесятый. Чтобы отпраздновать его, мы должны сами изыскивать средства. Возможно, что такое раннее начало сезона подправит наше материальное положение и привлечет нового зрителя».